Эгрет – почти забытый аксессуар для парадных дамских причесок. Первоначально он появляется в мужском восточном костюме, как брошь или заколка для чалмы. При этом конструкция из драгоценных камней поддерживает крепление для перьев экзотических птиц: страусов, цапель, павлинов, попугаев. Тогда украшение называлось султан. Оно очень точно отправляет нас в Оттоманскую империю, где мужчины блистали украшениями много ярче, чем женщины.
В России экзотические украшения в виде перьев появляются в самом начале XVII века. Марина Мнишек в качестве свадебного подарка принимает от Лжедмитрия рубиновое перо. А в коллекции Михаила Фёдоровича Романова находилось перо, украшенное золотом, шпинелью, жемчугом и бирюзой. Как они их носили – история умалчивает.
Страстной поклонницей ювелирных украшений была Елизавета Петровна. Именно для неё мастер Леопольд Пфистерер за семь дней изготовил фантастический по красоте эгрет «Фонтан» с внушительным сапфиром в центре композиции. Сегодня он хранится в Алмазном фонде России и продолжает поражать качеством сапфиров и бриллиантов. Дочь Петра носила его в причёске и без перьев, хотя специальный цилиндр для их крепления в украшении предусмотрен. Портреты Елизаветы с сапфировым эгретом сохранились до наших дней.
Шли годы. Мода на украшения менялась. Почти полностью были истреблены белые цапли, чьи перья в эгретах наиболее эффектно оттеняли драгоценности и причёски. В конце XIX века появляются новые формы ювелирных эгретов в виде звёзд и полумесяцев. Они подходят к цвету глаз и подчёркивают их сияние.
В начале ХХ века название украшения становится уменьшительно-ласкательным – эгретка. И говорит скорее о пошлости, чем о торжественности. Эпоха джаза вновь возносит эгрет на вершину моды: энергичные танцы требуют акцента. А движение перьев в драгоценной оправе привлекает внимание.
Потом о них надолго забывают. Пока Chanel не решается на дерзкое решение включить эгрет в виде полумесяцев в коллекцию весна/лето 2015 года. Сегодня, настоящий эгрет – это дорогой аксессуар для костюмированных балов и, конечно, музейный экспонат, где образы прошлого очаровательны и неподдельны.