Первое условие — взаимоотношения. Чтобы обмен состоялся, между дарителем и получателем должна существовать связь. Как минимум, они должны быть знакомы и состоять в каких-либо отношениях: партнерских, рабочих, деловых, семейных. Все акты дарения рассматриваются в рамках этих отношений. Так, подарок члену семьи обычно сильно отличается от подарка коллеге. Подарок совершенно незнакомому человеку считается верхом альтруизма.
Далее, характер отношений. Он влияет на вдохновение дарителя и интерпретацию подарка получателем. Влюбленный мужчина будет очень стараться подарить объекту своего чувства то, что с легкостью раскодируется. Цветы и конфеты, которые она любит, автомобиль под цвет ее перчаток или как писал влюбленный Маяковский Лиле Брик: «…купили шляпы…Духи послал (но не литр, как ты просила, — этого мне не осилить)».
Следующее условие — контекст. В целом подарки можно разделить на две категории: ритуальные, то есть привязанные к календарю или важным датам в жизни человека и спонтанные. Никита Михалков как-то рассказывал, что в его семье было принято развязывать ленты на подарке и аккуратно снимать оберточную бумагу. Это продлевало ожидание и предвкушение от подарка.
Ценность — третье условие идеального подарка. Существует несколько типов ценностей: экономическая, функциональная, социальная, экспрессивная и сентиментальная. Так, например, в подарке может быть отражена и передана получателю индивидуальность дарителя. Это экспрессивная ценность. Она показывает глубину отношений, ее трудно измерить, так как она индивидуальна и субъективна. Имея экономический ресурс, можно, опираясь на функции подарка, а не на сентиментальность, подарить своей тетушке робот-пылесос. А вот влюбленная женщина вряд ли оценит такой подарок.
И, наконец, уместность, то есть выбор такого подарка, который подходит получателю или который получатель оценит. Уместность воспринимается как ключевое качество идеального подарка и опирается на ряд факторов, включая символизм отношений, этап жизни, случай и историю отношений. Не стоит дарить чай людям, которые обожают кофе. Даже если это редчайший и наилучший сорт. Довольно странно в публичном пространстве дарить женщине сексуальное белье. Для этого есть более интимные обстоятельства.
Или, как еще в XVIII веке в одном из писем к подруге отмечала Мадам Фонтетт де Соммери: «Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения».