В процессе дарения обе стороны – и даритель и получатель подарка – проходят три основных этапа: созревание, акт дарения и оценка. Все они – крайне важны. А пренебрежение одной из них может вызвать драматические изменения в личностных и экономических отношениях между дарителем и получателем.
На стадии созревания главный актор – даритель – берет на себя весь процесс трансформации подарка из концептуальной идеи в материальный предмет. Это этап, на котором даритель думает или мечтает: какой подарок купить или создать; где его искать и как преподнести получателю. И не важно, что дарителю, например, шесть лет и он просто хочет нарисовать открытку для своей мамы. До принятия решения – это очень серьезная фаза. На ней, рассматриваются варианты сюжета, обстоятельств дарения и ресурсов. Например, может просто не оказаться цветных карандашей для рисования или денег в более зрелом возрасте.
Акт дарения подразумевает личный контакт с получателем, упаковку подарка или обычаи и церемонии, принятые в той или иной культуре. Если личный контакт невозможен, важно продумать время, место и обстоятельства вручения подарка. Удобно ли реципиенту подарка получить его на работе или по домашнему адресу, через курьера или консьержа? Способ доставки подарка без слов многое говорит о дарителе и его представлении о комфорте получателя.
Эстетическое и пространственное значение имеет упаковка подарка и ее размер. Красивая коробка, подарочная бумага, декоративные ленты – это все немые атрибуты внимания дарителя. При этом ее размер не должен создавать ложных ожиданий и впечатлений у получателя. Условно, чайная ложечка в коробке от телевизора – это насмешка и издевательство, а не подарок.
Последняя стадия – «оценка». Она проверяет любое изменение отношений между дарящим и получающим подарок. Здесь формируются усиление, подтверждение, ослабление или разрыв отношений и учитывается значение подарка для последующего потребления, демонстрации, хранения, обмена или отклонения.
Принятая в России новогодняя традиция подарков под елкой создает идеальные условия, когда даритель может увидеть мгновенную искреннюю реакцию получателя на подарок, его восторг или разочарование. Для улучшения отношений ученые предлагают рассматривать подарок в присутствии дарителя. Жеманное откладывание просмотра подарка формирует негативное желание у дарителя совершать это действие вновь. Ибо более всего в процессе подарков выигрывает даритель, если подарок пришелся по душе, просто понравился или вызвал чувство благодарности.