Из-за того, что ККИ демонтировал киоски художников на набережной канала Грибоедова, без работы на время осталось от пяти до восьми тысяч человек, которые были связаны с изготовлением и продажей сувениров. Такую статистику привёл основатель и президент Центра поддержки искусств Санкт-Петербурга Алексей Сергиенко, подчеркнув, что многие вынужденно нашли альтернативные площадки, и обошлось без громких банкротств. Напомним, в январе в комитете по контролю за имуществом сообщили, что договор аренды был расторгнут в связи с неоднократными нарушениями со стороны арендатора, в частности из-за торговли в неположенном месте. После демонтажа киосков на набережной канала Грибоедова в ККИ заявили, что «привели территорию в порядок, вернув ей исторический облик и достойный вид». В то же время, в городе необходимо развивать уличную торговлю, рассказал Алексей Сергиенко в интервью шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову.
Максим Морозов: Каким, на ваш взгляд, может быть компромиссное решение: какие объекты нужно сохранить, а какие, наоборот, не должны располагаться в историческом центре?
Алексей Сергиенко: Уличная торговля существует во всём мире. Уличных художников и артистов в Санкт-Петербурге очень много, наверное, более тысячи человек. Они не только продают сувениры, но и, например, изображают Петра Первого. Это неотъемлемая часть развлечений для туристов.
Улицы не должны быть безжизненными: всем хочется купить какой-нибудь сувенир. Причём сейчас время событийного сувенира. Людям хочется купить его не в магазине, а у уличного художника, потому что он авторский, необычный. Ты лично видишь человека, который его сделал.
Город обеднел после того, как с улиц убрали всех членов нашей организации. Он стал визуально менее привлекательным для туристов. При этом буквально сегодня, идя по улицам, я увидел много нелегальной торговли, которая в свою очередь порождает криминал. Мы возвращаемся в девяностые годы: у кого больше сил, тот победил и занял лучшие места. Конечно, полиция будет работать. Но мы понимаем, что гонять уличных художников — это не единственная их задача. Скорее всего, потом они перестанут этим заниматься.
Максим Морозов: Как вы относитесь к идее Смольного унифицировать торговлю и установить типовые ларьки по примеру Москвы?
Алексей Сергиенко: У нас были типовые ларьки, представленные в виде уличных стендов. Ларьки не нужны: продавец не должен быть внутри, иначе продажи упадут в 10 раз. Это же своего рода игра: сувенир покупают не потому, что он крайне нужен. Это же не пирожок, который хочется съесть. Важно живое общение. На мой взгляд, ларьки, которые нам показали, ужасные и громоздкие. Они будут загораживать памятники архитектуры. Мы пытались ставить наши павильоны так, чтобы они не мешали открыточному виду. Типовые ларьки точно его испортят. Плюс у них не очень красивый цвет. Также встаёт вопрос аренды стенда.
Когда у тебя один квадратный метр, ты платишь разумную денежку. Это может себе позволить любой художник. Уверен, что и вступительный взнос за типовой павильон, и ежемесячный платёж будут очень большими. Скорее всего, в них смогут зайти только те, у кого уже есть возможность открыть магазинчик. А пласт людей, которым для работы хватает даже одного метра, останется не у дел.
Максим Морозов: Как, по вашему мнению, должна быть организована цивилизованная торговля в знаковых, центральных локациях, где много горожан, туристов и гостей города?
Алексей Сергиенко: Уличная торговля, безусловно, должна сохраниться. Например, в павильонах, хотя их особо негде ставить.
Должна быть торговля со стендов. Также должны быть совсем маленькие торговые места, как, например, мольберт художника. Они ведь никому не мешают. При этом не нужно определять художникам чёткую точку: просто скажите, в какой локации можно расположиться. Они будут украшать город и зарабатывать, а туристы — уезжать с хорошими и красивыми сувенирами по доступной цене.
Магазины вынуждены делать наценку в 3,5 раза, потому что турфирмы просят процент за привод клиентов, плюс работа продавца, налоги, а если мы говорим про центр города, то ещё и безумная аренда. Из-за этого туристы будут покупать значительно меньше сувениров. Они точно подорожают. При этом у уличных художников наценка примерно 50%. Важно понимать, что каждый сувенир — это реклама города, добрая память о нём. Конечно, сейчас мы это теряем.