Парные танцы и их особая последовательность на балах потребовали появления carnet de bal — бальной записной книжки. В него с начала вечера записывали порядок танцев и имена партнёров.
Новый бальный аксессуар вдохновляет ювелиров и мастеров-резчиков. Шпаргалка, выполненная из слоновой кости, перламутра, черепахи, вермеля или серебра, становится дополнительным украшением. Она раскладывается на манер пасьянса из четырех-шести костяных карточек или же целого веера и имеет гнездо для грифеля или мелка. Дама прячет его под перчаткой, крепит за специальное кольцо на пальце или поясе, иногда засовывает за корсаж. Изящные carnet de bal, в драгоценной оправе, с символами и орнаментами демонстрировали социальный статус и тонкий вкус их обладательниц.
В Эрмитаже хранится книжка, подаренная Екатерине II князем Потемкиным. Золотой футляр, покрытый синей эмалью, украшен жемчугом, опалами и изумрудами, а также надписью из алмазов с двух сторон: «НАПОМИНАНИЕ» с одной и «БЛАГОДАРНОСТИ» с другой.
Правила хорошего тона требовали непременной записи танцев в карнэ де баль. Но при этом показывать свою бальную книжку, заполненную именами кавалеров, дамам или девицам, получившим мало приглашений, считалось неприличным.
Сarnet de bal блюли правила этикета: «…ни одна дама не может отказаться танцевать с пригласившем ее мужчиной, если только она не обещала тот танец другому». При этом верхом легкомыслия считалось танцевать более двух танцев с одним партнёром.
В XIX веке вся Европа становится одним большим светским раутом, раскинувшимся от Москвы и Петербурга до Парижа. Паркетные полы трещат от вальсов, мазурок, кадрилей, экосезов, полек и котильонов, строгий учет которых ведется в бальных записных книжках!
Этот поток танца увлёк в свой водоворот и Наташу Ростову. «Вино её прелести» опьянил князя Андрея. Именно в бальных нарядах встретились с судьбой Эмма Бовари, Евгений Онегин и Татьяна. В 1885 году в Токио на балу во дворце Рокумейкан писатель Пьер Лоти записался на вальс в бальную книжку молодой японки, одетой по парижской моде. Немного позднее весь мир узнал его сильно измененную историю о Чио-Чио-Сан из оперы «Мадам Баттерфляй» великого Джакомо Пуччини.
Сегодня бальная записная книжка — сокровище музейных собраний и гость частных коллекций, ценный материал для историков, где сквозь время долетают обрывки музыки и нежно поскрипывает грифель на страничках carnet de bal.