Вице-губернатор Евгений Разумишкин, который курирует ЖКХ, заявил, что в районах должны максимально оперативно реагировать на изменение погодных условий и принимать соответствующие меры. Ранее губернатор Александр Беглов оценил работу жилищных агентств по уборке снега на «удовлетворительно». Аналитики резюмируют, что эффективность работы коммунальных служб в результате реформы не изменилась, как, кстати, не изменился и совокупный оборот петербургского малого и среднего бизнеса: правда, самих субъектов МСП стало больше — но на символические 2,5%, теперь их примерно 336 тысяч. В процентах лучше равняться на туристическую отрасль: в 2023 году путешественники принесли в экономику города на 32% больше денег, чем годом ранее — почти полтриллиона рублей. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Петербурге Валерием Калугиным.
Максим Морозов: Начнём с уборки города от снега и наледи. Некоторые эксперты советуют руководствоваться принципом, что всё познаётся в сравнении.
Валерий Калугин: Допустим, если в Нью-Йорке выпадает обильный снег, они просто два дня не работают, ждут, пока он растает. Мы подходим к уровню Москвы. Нет такого, что вся Москва моментально становится чистой. Это просто невозможно сделать физически, как и в любом городе мира. Если мы хотим, чтобы выпал снег, а через час у нас был идеальный город — это невозможно. В прошлом году Анатолий Повелий, жалко, что его нет, начал проводить очень серьёзную реформу, и вся техника, все процессы уборки перешли к городу.
Город закупил неплохой пакет техники. К этому году подготовились намного лучше. Теперь остаются традиционные проблемы с персоналом дворников, хотя у них сейчас неплохая зарплата — порядка 50 тысяч рублей. И, я думаю, есть ещё момент, касающийся оптимизации отраслевого управления, который тоже может дать неплохой результат.
Максим Морозов: Валерий Валентинович, примерно месяц назад по предпринимательским чатам рассылали своего рода методичку от имени Смольного с предупреждением об административной и даже уголовной ответственности для собственников и арендаторов помещений, которые ненадлежащим образом выполняют обязанности по уборке снега. Это ожидаемо вызвало резонанс. Как вам кажется, какой здесь должна быть роль предпринимательского сообщества?
Валерий Калугин:
Я как-то смотрел документы о предоставлении земельного участка 1905 или 1906 года. В конце нескольких подписей и печатей стоит печать полицмейстера. Оговорены санитарные, строительные, пожарные меры и меры по благоустройству. Собственник дома обязан был убирать территорию тротуара напротив себя и половину дороги напротив себя, а если с той стороны нет дома, то и всю дорогу напротив себя. В случае нарушения штраф налагался без всяких разъяснений. Это человеческие правила, которые были у нас в России.
Я считаю, что, если предприниматель имеет помещение, а перед этим помещением не убран снег и наледь… Во-первых, это не привлекает к нему посетителей. Во-вторых, возможные травмы. В-третьих, ему самому должно быть неудобно, потому что перед собой надо убирать самим.
Максим Морозов: Продолжаем разговор. Совокупный оборот петербургского малого и среднего бизнеса не изменился. Правда, самих субъектов МСП стало больше на 2,5%, теперь их примерно 336 тысяч. Какие выводы можно сделать из официальной статистики?
Валерий Калугин: Люди идут в предприниматели, хотят себя пробовать. То, что не меняется оборот — не очень хороший признак. Совокупный оборот не изменился по ряду условий. Это связано с покупательской способностью. Исходные материалы, оборудование, машины, конечно, надо закупать где-то далеко. Цена товара растёт, а спрос растёт не очень. Плюс ставка, плюс нестабильный рубль. При том, что индекс административного давления уменьшился, проверок стало меньше. Мы также не должны забывать про кадровую проблему: не хватает ни рабочих, ни инженеров, ни управленцев. Здесь государство должно вместе с бизнесом искать решения, может быть, отраслевые, просчитывать всё — даже то, сколько необходимо токарей или пекарей на ближайшие 10 лет по городу, и от этого строить программу подготовки в конкретных колледжах и школах, определять дальнейшее трудоустройство.
По вопросу кадров необходимо вводить ручное управление, потому что просто так наладить процессы не получается. Кадров либо нет, либо они сразу не приходят, либо приходят, работают два месяца и уходят.
Максим Морозов: Как наладить это самое ручное управление? В Петербурге, наоборот, запустили цифровую платформу, которая связывает работодателей и колледжи.
Валерий Калугин: Не получится так, что платформу создал, и все побежали работать токарями. Никто не побежал. Сколько я объездил фабрик, заводов, малых, средних, крупных предприятий — рабочих нет. Средний возраст рабочих начинается от 50 лет и дальше. Здесь надо начинать с воспитания в детских садах, в школах. Мы должны обратиться к средствам массовой информации, к местным каналам. У нас постоянно должны быть передачи про рабочие профессии, про малый, про средний бизнес, про судьбы людей. Надо поднимать статус любого рабочего! И внутри предприятия необходимо менять ситуацию. Необходимо, чтобы был ремонт, чтобы была хорошая одежда, хорошие условия, обеды, необходимо накапливать социалочку. Нам нужно, чтобы было движение в сторону развития промышленности.
У нас в промышленности занято 8% малого бизнеса, поэтому нужно, чтобы большой промышленный бизнес технологическими цепочками опирался на средний и малый бизнес. Надо идти в эту сторону!
Максим Морозов: Наконец, третья тема, которую успеваем обсудить: в 2023 году путешественники принесли в экономику Петербурга на 32% больше денег, чем годом ранее — почти полтриллиона рублей. Можно ли говорить о тренде? И с какими сложностями, тем не менее, сталкиваются профильные бизнесмены?
Валерий Калугин: Я думаю, что у нас со следующего года будет ещё больший подъём, потому что китайские туристы приедут по полной. Вопросы предпринимателей простые. Допустим, парковка туристических автобусов. Они же едут по маршрутам? Маршруты все примерно одинаковые. Приехало три автобуса, встали на отведённое место, туристы пошли дальше, а если приезжают 10 автобусов, то им встать негде. Взаимодействие с городом есть, и, вроде бы, понимание есть, но всё надо это все доделать таким образом, чтобы туристу было удобно. Он не должен приехать и полчаса сидеть в автобусе. Допустим, нарисовали под автобусы четыре прямоугольника, нарисуйте ещё четыре. И не у 20 объектов, а у 40, чтобы было разнообразие! Чтобы ездили не по одному маршруту.
Необходимо, чтобы к некоторым объектам туристическим автобусам можно было подъехать и занять место, а гости пока бы могли осмотреть город. Но встать негде! Здесь город должен сказать: «Вы стоите бесплатно!».
Максим Морозов: Валерий Валентинович, мне кажется, что на фоне общей запаркованности будет сложно выделять дополнительные места для автобусов.
Валерий Калугин: Если мы говорим о туризме, то давайте думать.
Максим Морозов: Ещё одна давняя, нерешаемая проблема — дефицит смотровых площадок, которые очень востребованы. Валерий Калугин: Для того, чтобы у нас было больше смотровых площадок, комитету по развитию туризма необходимо взаимодействовать с серьёзным оператором, который этим занимается. Может быть, бизнес представил бы точки и ориентировочные адреса. Город бы, допустим, мог проработать и сказать: «В одних локациях из 50 адресов не походит ни один, а в других локациях — подходят пять!». И начать работу по пяти точкам, начать развивать эту историю! Здесь, мне кажется, инициатива должна идти от бизнеса.