ЦБ 23.06
$87.96
94.26
ММВБ 23.06
$
<
BRENT 23.06
$85.02
7478
RTS 23.06
1115.39
Telega_Mob

Стратегия, поддержка и честность: как выпускникам успешно сдать ЕГЭ

Сегодня в «Круглом столе» речь пойдет, в том числе о выборе правильной стратегии подготовки школьника к ЕГЭ и поведении родителей и педагогов в случае неудачной сдачи экзамена выпускником. У нас в гостях — сооснователь и директор школы «Взмах» Елена Морозова и психолог школы Анна Крас.
Эксклюзив

Фото: Business FM Петербург

Каким образом максимально эффективно подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ и выбрать правильную стратегию? В чем заключается грамотная тактика поведения родителей и педагогов в случае неудачи выпускника на экзамене? И насколько эффективной может оказаться опция пересдачи одного из предметов по выбору учащегося? Об этом обозреватель Business FM Петербург Татьяна Копылова беседует с сооснователем и директором школы «Взмах» Еленой Морозовой и семейным психологом, психологом школы «Взмах» Анной Крас.

Татьяна Копылова: Закончился учебный год, многие выдохнули свободно, но есть и те, кто пока не выдохнул, потому что у нас самая горячая пора. Это пора ЕГЭ и ОГЭ. Это государственные экзамены, государственная итоговая аттестация. Собственно, что такое ЕГЭ все знают. С ОГЭ у некоторых есть определённые сомнения. Давайте напомним, что характеризует именно этот экзамен.

Елена Морозова: ОГЭ — это своего рода небольшая подготовка к ЕГЭ. Это гораздо более простой экзамен. Порой это даже служит недобрую службу для ребят. Им кажется, я получил «отлично» на ОГЭ, значит и ЕГЭ мне тоже по плечу. Но для того, чтобы получить «отлично», достаточно набрать 75%, то есть 25% теста сделать неверно. Четвёрка начинается, по-моему, с 60%. То есть, это экзамен гораздо более базовый. Он сдаётся после 9 класса, и нацелен на то, чтобы и качество учебного процесса как-то оттестировать, и дать ребёнку возможность оценить свои силы и свои возможности. Это такой экзамен, который очень важно грамотно использовать для тех людей, которые серьёзно смотрят на будущий ЕГЭ. Мы, например, в нашей школе, когда готовим детей к ОГЭ, используя их естественную тревогу перед этим экзаменом, стараемся очень серьёзно положить начало уже подготовки к ЕГЭ.

Татьяна Копылова: Анна Алексеевна, с точки зрения психолога, насколько отличается состояние детей перед подготовкой к ОГЭ и перед подготовкой к ЕГЭ? Насколько вот этот пройдённый этап сдачи ОГЭ помогает морально и психологически на ЕГЭ?

Анна Крас: На самом деле помогает сильно. ОГЭ — это первый опыт, с которым мы сталкиваемся, и первое волнение, первые тревоги, без них вообще никак. Перед ЕГЭ ребёнок будет волноваться не меньше, однако ему уже есть, на что опираться. Уверенности, конечно, будет больше при планомерной подготовке, которая началась сильно заранее, например, где-то с 8 класса, когда у ребёнка есть возможность исследовать свои слабые и сильные стороны, и уже целенаправленно готовиться к предметам, которые действительно пригодятся на ЕГЭ. Тогда можно обращаться к тому опыту, что в 9 классе у тебя получилось, и в 11 это тоже возможно.

Елена Морозова: Мы всегда очень стараемся помочь ребятам сориентироваться, и выбрать для ОГЭ те экзамены, которые он будет сдавать на ЕГЭ. И это не просто в силу возраста, в силу того, что не все готовы профессионально быть ориентированы в этот период, но для тех, кто на будущий год будет выбирать, что сдавать на ОГЭ, это очень важно.

Татьяна Копылова: Сейчас разгар экзаменационной сессии. Кто-то что-то уже сдал, но кто-то ещё готовится, потому что, я так понимаю, все это продлится до конца июня. В эти самые горячие дни, как помочь ребёнку с точки зрения психологии? Можно ли что-то посоветовать самому ребёнку, родителям ребёнка, может быть, даже педагогам?

Анна Крас: Очень важно не обесценивать тревогу, которая есть у вашего ребёнка, если вы родитель, и даже если вы учитель. Взрослым важно принять, что она есть, потому что такие фразы, как «ну это же просто оценка», «не сдашь и ладно», они немножечко, да, даже не немножко обесценивают тот труд, который ребёнок проделал, и его состояние на момент здесь и сейчас. Необходимо говорить такие фразы: «Я вижу, что ты волнуешься, давай сейчас поволнуемся вместе, а завтра ты соберёшься, сконцентрируешься и выдашь то, что ты можешь». При этом, конечно, в самом процессе поддержки важно замечать, чего на самом деле боится ребёнок. Он же боится не экзамена, а каких-то более важных и близких для себя вещей. Например, такой социальный страх, что будет неудача, от меня отвернутся, родители расстроятся, я их подведу. Или подведу себя — иногда и такое тоже бывает. Об этом, конечно, можно и нужно говорить, что «какой бы результат ни был, мы будем двигаться дальше, но ты действительно можешь».

Елена Морозова: Но, может быть, ещё более важно — не усиливать стресс ребёнка. Приходится сталкиваться и с тем, что родители говорят «утонешь — домой не приходи».

Татьяна Копылова: Неужели до сих пор такое бывает?

Елена Морозова: Бывает, бывает, и в изрядном количестве случаев это связано с ЕГЭ. ОГЭ не так сильно заботит родителей. Но родители из самых добрых побуждений, конечно, желают помочь ребёнку собраться, говорят: «ну ты же можешь», «нам будет стыдно» и прочее, и прочее. Очень часто с этим приходится сталкиваться. Поэтому свою тревогу важно тоже как-то контролировать, и, может быть, иметь возможность разговаривать с ребёнком. «Ты тревожишься? А я как тревожусь!» Может быть, чтобы ребёнок вас успокаивал, и говорил: «Мама, не переживай, все будет нормально, все под контролем»

Татьяна Копылова: А приходилось ли по-настоящему сталкиваться с такой ситуацией, когда ребёнок не сдавал, и у него вот катастрофа произошла на яву, а не в фантазиях? Что делать?

Анна Крас: Здесь важная работа, чтобы поддержать его, показать, что это не точка, что мы двигаемся дальше.

Елена Морозова: Но, опять же, в зависимости от того, что это за ребёнок. Иногда нужно сказать: «Вот видишь, заяц, такой подход, который ты демонстрировал в течение года, приводит к таким результатам. Давай подумаем, как перестроить твоё отношение. Давай подумаем, как построить грамотную стратегию». Вообще, педагогика — это про честность. Говорить какие-то неоправданные вещи, в которые вы не верите... Дети все равно это очень хорошо чувствуют. Поэтому надо по правде, но из очень гуманной позиции. Но ведь как раз больше всех и по-настоящему расстраиваются не те, кто двойку получает, а те, кто получает 98.

Татьяна Копылова: Серьёзно, перфекционисты?

Елена Морозова: Конечно, конечно, да. Или там 95 баллов… Для перфекционистов, которые поставили цель поступить в МГИМО, это бывает серьёзным разочарованием.

Татьяна Копылова: Кстати, ведь тоже интересная тема для психолога — как уберечь ребёнка от этого перфекционизма? Как ему доказать, что лучшее враг хорошего, чтобы он не убивался вот из-за того, что у него 98, а не 100? Или надо, чтобы убивался и получил свои 100?

Анна Крас: Я думаю, что со стороны школы важно сделать максимум для того, чтобы ребёнок получил свой лучший результат. Школа ставит такую высокую планку, и у неё есть инструменты для того, чтобы ребёнок научился работать как профи, и задействовал максимум своих возможностей. Со стороны уже семьи и дома важна более мягкая поддержка, которую могут давать родители, братья, сестры, друзья, которые также могут включаться в этот процесс. И педагоги, конечно, тоже могут давать понять, что ты — это не твои баллы ЕГЭ. Никогда.

Татьяна Копылова: У меня вопрос ещё по поводу тактики подготовки и сдачи ЕГЭ. Может быть, это не актуально прямо на нынешний момент, но для тех, у кого ЕГЭ в следующем году. Насколько я понимаю, там же можно выбирать количество экзаменов? Как это грамотнее сделать? Условно, ты хочешь поступить на факультет психологии СПбГУ, и ты видишь, там проходной балл 263. Как лучше будущему выпускнику? Посоветоваться с родителями, с педагогом, прикинуть, что лучше сдам пять экзаменов, чтобы у меня было побольше возможностей набрать баллов, или я сдам три, которые мне больше всего удаются, и за счёт трёх пройду туда? Есть ли вот какие-то тактические схемы?

Елена Морозова: Понимаете, вот, самое главное, особенно на данный момент, если говорить про ЕГЭ, для того, чтобы получить высокий балл, нужно действительно работать 24/7, это олимпиада, самые настоящие олимпийские игры. Работать нужно очень много, и в последние дни тем более. Исходя из этого, собственно, и можно говорить о тактике. В зачёт-то все равно идут только те предметы, которые выбирает вуз. Ребёнок выбирает не три экзамена, a четыре или пять не для того, чтобы все эти баллы сложились, а потому что вот в один вуз я подам эти три экзамена, а в другой вуз немножко другой набор экзаменов. Где повезёт, туда и попаду. Но это такая ловушка, потому что все это время один потратит на три предмета, а другой потратит на пять предметов. Зачастую 4-5 предметов выбирают либо очень сильные дети, есть такие вузы, куда требуется четыре предмета. Либо это выбирают не очень хорошие стратеги.

Анна Крас: Есть опыт того, что тревога действительно никуда не девается. Иногда в таком случае её даже становится больше, потому что есть эти сомнения. «А правильно ли я сделал? Может быть, стоило все-таки что-то убрать? А сейчас уже не остановиться, надо готовиться». Это тоже очень сильно разбрасывает диапазон возможностей.

Татьяна Копылова: И последний момент, который я хотела бы с вами обсудить. Буквально в начале мая на федеральном уровне было принято решение дать выпускнику возможность пересдать один из экзаменов ЕГЭ в случае, если он посчитал, что его результат не устраивает, или откровенно провалился. Самые разные мнения высказывались по этому поводу. Честно говоря, больше мне приходилось слышать негативных мнений. Интересно ваше мнение, Елена Юрьевна, второй шанс — да или нет?

Елена Морозова: Мне кажется, что этим шансом нужно воспользоваться, если произошла какая-то катастрофа на экзамене. Например, плохо себя почувствовал и просто не дописал до конца. Тогда, наверное, это действительно спасительный шанс. Думаю, что именно для таких случаев он и предназначен.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

В очередном выпуске проекта «Круглый стол» речь пойдет, в том числе об альтернативах льготной ипотеке и их перспективах в России. С внедрением подобных…
Сегодня в «Круглом столе» речь пойдет, в том числе о выборе правильной стратегии подготовки школьника к ЕГЭ и поведении родителей и педагогов в случае…
Какова статистика по выдаче льготной ипотеки в Северной столице? Цифры звучат страшно, но провала на рынке нет, считают гости программы Business FM Петербург…
Можно ли снизить стоимость квадратного метра жилья в Северной столице? Гости программы Business FM Петербург «Круглый стол» убеждены, что да. Об этом,…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.