При сокращении числа муниципалитетов власти Петербурга планируют учитывать результаты публичных слушаний. Сегодня на территории города расположены рекордные 111 муниципальных образований, о необходимости укрупнения которых говорится уже не первый год. В Смольном считают, что местные власти тратят значительную часть бюджетных денег исключительно на самообслуживание, а не на решение насущных проблем.
По закону, инициировать укрупнение или разделение муниципалитета могут как органы федеральной или региональной власти, так и сами муниципалитеты или их жители. Другое дело, что гражданам придётся провести референдум, а с этим, как известно, на практике возникают некоторые трудности. Законопроект, который разработал депутат Денис Четырбок, уточняет, что любая реорганизация двух и более муниципалитетов должна учитывать мнение каждого из них, которое выражено с учётом результатов публичных слушаний.
Депутат Законодательного собрания Петербурга Денис Четырбок В любом случае, изменение границ, преобразование муниципалитета, укрупнение, разъединение - это всё преобразование. Оно требует учета мнения населения. В Федеральном законе прописаны разные процедуры этого учета, но в Петербурге в том законе, который существовал в разных разрозненных статьях, не было четкого ответа на вопрос: а каким же образом будет осуществляться этот учет? Путем проведения каких-то опросов? Или путем проведения публичных консультаций, слушаний, которые как раз и прописаны в итоговом документе, представленном на обсуждении депутатского корпуса? Сейчас все эти неоднозначности снимаются, закон определяет четкий алгоритм.
Муниципальная реформа, то есть укрупнение, обсуждается в городе не первый год. Вероятно, выбирать местных депутатов в 2024 году жители будут уже в обновлённых границах округов. Ранее в интервью «Петербургскому дневнику» председатель Заксобрания Александр Бельский рассказал о некоторых затруднениях на примере Курортного района, где он живёт. В Зеленогорске по соседним адресам расположены сразу четыре муниципалитета: Репино, Серово, Ушково и Смолячково. И это, по мнению Бельского, сводит на нет основной принцип муниципальной власти — её шаговую доступность, ведь протяженность Курортного района — 45 километров. Продолжает бывший полпред президента в Петербурге, соавтор Конституции России Сергей Цыпляев.
Бывший полпред президента в Петербурге, соавтор Конституции России Сергей Цыпляев Всё-таки главное другое, что пока не обсуждается в Петербурге: это расширение полномочий и увеличение бюджетных возможностей. Если у муниципалитета нет полномочий и финансов, то всё остальное уже просто вышивание крестиком. Если вы выделите деньги, которые будут соответствовать ровно расходам на содержание помещения и аппарата, то они будут тратить на это 100%. Сейчас картина такая: сколько процентов консолидированного бюджета поступает в муниципалитеты? Порядка 2%. Вот и весь ответ. Остальные 98% - это бюджет, распределение которого контролируют 50 депутатов Законодательного собрания. Остальные 2% - это 1500 депутатов. Это странная система. Безусловно, значительная часть бюджета должна находиться в распоряжении муниципалитетов, идеальная система по стране - это треть федеральный, треть региональный, треть муниципалитетов, хотя бы так.
Справедливости ради, необходимо отметить, что численность муниципальных образований в городе существенно различается. Например, в посёлке Серово проживает около 300 человек, а в Колпино — более 150 тысяч.