Главным негативным фактором все эксперты называют повышение ставки рефинансирования ЦБ, из-за которой до заградительных значений поднялись проценты по кредитам. Для обывателя это означает только невозможность купить машину в рассрочку, а для бизнеса это еще и невозможность быстро получить оборотные средства для развития. Дилерские центры в итоге попадают под двойной удар. «В таких условиях речь может идти о волне закрытия автоцентров к лету 2025 года», — говорят представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры».
Косвенно подтверждают такие прогнозы и складские запасы авторетейла. Самые богатые дилерские сети сегодня работают в перспективе продаж на 3-4 месяца. Остальным хватает денег на пополнение склада в периоде 30-40 дней. «В такой ситуации ни о каких новогодних скидках не может быть и речи», — говорят представители дилерских центров. Наоборот, прогнозируется повышение цен: с тех клиентов, у кого еще остались деньги, сдерут по полной программе под разговоры о том, что с Нового года машины станут еще дороже.
Еще одна проблема — автопроизводство, которое начало страдать от нехватки кредитной подпитки. Интересно, что повышенная ради снижения инфляции ставка ЦБ тут играет ровно обратную роль. Падение спроса на автомобили из-за отсутствия доступных кредитов ведет к снижению объемов производства, что, в свою очередь, снижает спрос на комплектующие и сырье, в частности, металл. А компенсировать эти потери поставщики могут только одним способом — повышением цен, поскольку на внешних рынках остро стоит вопрос конкуренции. Замкнутый круг.
Первые нехорошие звоночки, правда пока на уровне инсайдерских слухов, но вполне правдоподобных, появились в Санкт-Петербурге. По неподтвержденной информации бывший завод Nissan, собирающий китайские автомобили под российским брендом, скорректирует объемы производства на 2025 год втрое. Так это или нет, не известно, однако крайне вялые продажи кроссоверов Xcite, дают повод верить подобным утечкам.
Можно сказать, кризис — уже стабильное состояние российского автопрома. При этом отрасль умудряется подстраиваться под любые ситуации, хоть и не без помощи государства. Однако системной и долгосрочной программы формирования автоиндустрии до сих пор не появилось: пока автобизнес выкручивается, главным образом, за счет обеспеченных клиентов, ответственные лица выдают отверточную сборку китайской продукции за развитие. Эксперты всё чаще сходятся во мнении, что такой подход в перспективе ждет тупик, а ссылка на неподходящее время и иные приоритеты страны может еще больше усугубить ситуацию.