Сильнее всего лихорадит автопром Германии. Там целый букет проблем слился воедино. Потеря дешевых российских ресурсов и санкционный рикошет, падение продаж в Европе из-за снижения доходов населения, а на экспортных рынках — из-за перераспределения спроса в пользу китайских производителей. Как итог — угроза закрытия в ЕС трех заводов Volkswagen и одного предприятия Audi. Прибыль последней упала на рекордный 91%, «Фольксвагена» — на 42%. Не досчитались почти миллиарда евро в BMW: падение продаж фиксируют все марки, входящие в баварскую группу — от Mini до Rolls-Royce.
Схожие проблемы и у американо-европейского альянса Stellantis, о котором Business FM Петербург уже рассказывал. Суммарно французские, итальянские и американские бренды-участники объединения потеряли 20% мировых продаж, 27% оборота и 41% стоимости акций. В Штатах деятельность концерна вообще держится только за счет одной марки Jeep.
Добрался кризис и до японских островов. Впервые со времен пандемии отчиталась о падении квартальной прибыли Toyota. Причина та же — падение мировых продаж и проблемы с производством, в первую очередь, в США. Совсем грустно обстоят дела у Nissan, который объявил о сокращении 9 000 рабочих и урезании зарплат. Объявлено, что 50% заработка лишится и руководство концерна.
В числе причин такой ситуации эксперты называют, в том числе, раздутые продуктовые линейки мировых автогигантов. Например, основное падение продаж премиум-брендов пришлось на младшие модели или версии, которые конкурировали с масс-сегментом. Кроме того, называются и неадекватные затраты на экологические проекты, а также несопоставимая с китайскими конкурентами стоимость разработки электромобилей и гибридов.
Текущий кризис в мировом автопроме не первый и, очевидно, не последний. Многие сходятся на том, что без государственной протекционистской поддержки европейские и американские автоконцерны не останутся, а значит краха топ-брендов, который предрекают пессимисты, ждать вряд ли стоит. Однако изменения мировой авторынок ждут точно. Во-первых, будут пересмотрены почти все программы перехода на электротягу: бензин и дизель останутся с нами еще не на одно десятилетие. Во-вторых, к своим статусным корням вернутся премиум-марки, сократив «народные» модели вроде «копейки» BMW, Audi A1, Mercedes A и B-классов. Кроме того, еще более активно начнется поиск стран с дешевой рабочей силой, которые согласятся собирать Фольксвагены, Рено и Фиаты за плошку риса. Жить в другом формате «цивилизованный мир» давно отвык.