Агентство «Автостат» посчитало инфляцию в автомобильном секторе за последние 10 лет — 310% или более чем в три раза! Если в далеком 2014 году за миллион можно было купить хорошую иномарку, а за 400 — приличную «бэушку», то сегодня за миллион не купить даже советскую «Ниву». Основные факторы: комбо из внешних условий зависимости российской экономики от мировых тенденций и их внутренних компенсаций, вроде роста ставок утильсбора.
Для объективности: средняя зарплата тоже не стояла на месте. С 33 000 рублей она добралась сегодня до 85 000, то есть выросла в 2,6 раза, но с заметным отставанием от инфляции. Нельзя не вспомнить и про пресловутую ключевую ставку. На протяжении этих лет она колебалась в районе 10%, причем её последний пик в 17% пришелся на введение санкций после присоединения Крыма. При этом доля покупавших авто в кредит в 2014 году составляла 40%, а в 2024 приближается к 70! Это означает, что 10 лет назад почти две трети россиян могли самостоятельно накопить на новую машину. Сегодня таких осталась только треть.
Ранее озвученные цифры невозможно анализировать без еще двух показателей – количества проданных автомобилей и потраченных на них денег. 2014 год стал последним, когда россияне купили 2,5 миллиона автомобилей. С тех пор продажи машин в России крутятся вокруг отметки в 1,5 миллиона единиц. Удивительно выглядят суммы, потраченные на авто. При порой обвальном падении продаж емкость авторынка снижается вдвое меньшими объемами, иногда не снижается вообще, а в 2019 году даже росла. Самым показательным тут является 2023 год, когда при возвращении продаж на уровень 1,5 миллиона автомобилей, россияне потратили на них без малого 3 триллиона рублей — почти столько же, сколько тратили даже до пандемии.
Главные выводы. За последние 10 лет количество россиян, которые могли позволить себе новую машину, сократилось где-то на миллион человек, причем вне зависимости от роста доходов. При этом оставшимся 1,5 миллиона автолюбителей получается вообще без разницы, сколько эти самые машины стоят, — не останавливают ни кратный рост цен, ни блокирующие ставки по кредитам. Судя по всему, именно на таких и рассчитывают, как представили автобизнеса, так и налоговых структур.