Итоговая стоимость крупнейшей концессии в России ВСМ Москва – Петербург составит 2,4 триллиона рублей. Предполагается, что более 75% средств привлекут из внебюджетных источников. Город планирует потратить на проект около 30 миллиардов, область — 10 миллиардов рублей. Главное, чтобы хватило денег на метро. В прессе появилась информация о том, что сроки открытия станции «Горный институт» сдвигаются на 2025 год, однако в Смольном поспешили заверить, что испытания закончатся к концу 2024 года. Куда меньше определённости по срокам рассмотрения уголовного дела об убийстве Игоря Талькова. В городе ожидается «звёздный десант» из артистов, которые должны дать показания, как и охранник Талькова, которого, в отличие от селебрити, доставят в суд принудительно. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с адвокатом коллегии адвокатов «Комиссаров и партнёры» Андреем Комиссаровым.
Максим Морозов: Итоговая стоимость ВСМ Москва – Санкт-Петербург приближается к 2,5 триллиона рублей. В чем сложность проекта, который называют крупнейшей концессией в России?
Андрей Комиссаров: Проект не просто сложный, а неимоверно сложный.
В презентации нам говорят, что время в пути по ВСМ составит 2 часа 15 минут. Но это без учёта остановок, которых будет 16. Если экспресс будет тратить на них по две минуты, набегает ещё 32 минуты. Плюс период торможения перед остановками и разгон после. Получается три часа как минимум. Это не сильно превосходит результаты работающих ныне «Сапсанов».
Важно, что обоснование проекта предусматривает кратный рост пассажиропотока между столицами. Его обещают увеличить до 20 с лишним миллионов. Возникает два вопроса. Первый — нужен ли вообще такой пассажиропоток между Москвой и Петербургом с учётом размещения приезжающих? В принципе существуют авиаперевозки, которые никто не собирается отменять. И второй — как такое огромное количество людей направить в терминал на месте Кокаревский складов, где пытаются сделать новый вокзал. Интерес РЖД связан не с тем, чтобы ускорить перемещение людей, а прежде всего с грузовыми перевозками.
Максим Морозов: Важно сказать, что благодаря ВСМ высвобождаются пути для грузов, в том числе в морские порты.
Андрей Комиссаров: Сейчас перевозки в значительной степени приходится осуществлять обходными путями, через Волхов, Мгу, где за последние 10 лет обустроены мощные сортировочные узлы. «Аллегро» и «Сапсаны» мешают прямой транспортировке тяжёлых составов. ВСМ же — это создание за счёт государственных средств своеобразной выделенки для пассажирских поездов. Это самая главная подоплёка проекта. Однако это сомнительно, что его обещают сделать за несколько лет.
Власти хотят построить с нуля огромнейшую транспортную систему без опыта, определённых знаний и специалистов, определив, что на это нужно столько-то денег. При этом многие узлы и прочее для самих поездов у нас никогда не разрабатывались. Соответствующего импортозамещения пока нет. На мой взгляд, максимум, что мы получим, это выделенку, чтобы убрать все пассажирские поезда, освободив путь для грузовых составов. Всё, точка.
Максим Морозов: Ещё одна важная инфраструктурная тема — это строительство метро. В СМИ появилась информация, что сроки открытия «Горного института» сдвигаются на 2025 год. Затем в Смольном эту информацию опровергли, пишет «Фонтанка». Возвращаемся к наболевшему вопросу низких темпов метростроения.
Андрей Комиссаров: Согласно последней концепции, озвученной губернатором в 2022 году, в 2024 году в городе обещали открыть как минимум три станции — «Казаковская», «Путиловская» и «Горный институт». А до 2032 года — ещё 11. В том числе, и «Театральную», которую, если не ошибаюсь, планировали открыть в 2014 году. Ещё в 2019 году Метрострой и депутаты Законодательного собрания обсуждали итоги строительства метро. Были выявлены причины, из-за которых у нас низкое качество строительства метро по срокам. Среди причин: отсутствие долгосрочного планирования, отсутствие документации, согласование проектов по нескольку лет. Например, Красносельско-Калининская линия лежит на полке уже лет 15. Нет денег!
Москва тратит на строительство метро 7% бюджета, Санкт-Петербург — всего 2,5%. Нет специалистов, нет политической воли, которая была бы подкреплена федеральными ресурсами.
Нет ответственных, нет законов, которые должны помогать быстро согласовывать процессы. Проблемы строительства метро поднимались ещё пять лет назад. Сейчас заканчивается 2024 год. С момента обсуждения проблем, которые мешают строительству, не изменилось ничего!
Максим Морозов: Здесь важно напомнить, чем чревата неразвитость метро для такого мегаполиса как Петербург.
Андрей Комиссаров:
Во-первых, доступность метро для петербуржцев всего 35%. Метро находится в 32 муниципальных округах из 111. Это очень мало: огромное население просто не может пользоваться метрополитеном. Во-вторых, нагрузка метрополитена Санкт-Петербурга самая большая в мире, даже больше, чем в Шанхае. Этот комплекс проблем надо решать!
Максим Морозов: Третья тема, которую успеваем обсудить, это убийство Игоря Талькова. Что известно следствию по этому громкому, резонансному уголовному делу?
Андрей Комиссаров: Во-первых, 8 июня 2024 года пресс-служба Следственного комитета России сообщила, что завершила расследование уголовного дела. По версии следствия, Талькова убил Шляфман, когда стрелял в охранника певицы Азизы – Игоря Малахова. В 1992 году Шляфману, который уехал в Израиль, заочно предъявили обвинение в убийстве по неосторожности. В 2021 году следователи СКР пришли к выводу, что Шляфман причастен к совершению умышленного преступления. Сделали запрос в Израиль о выдаче музыкального продюсера в 2022 году. Дело было приостановлено. Но по заявлению вдовы Талькова лично на приёме руководителя Следственного комитета России делу дан дальнейший ход. Были проведены определённые экспертизы, допрошено порядка 150 свидетелей.
Дело завершено, и для того, чтобы поставить точку, нужно допросить практически всех свидетелей, которые могут дать показания. К сожалению, время прошло: кто-то заболел и умер.
Тогда эти допросы свидетелей огласят, чтобы пройти весь механизм, который предусмотрен законодательством. Если заявлено более 150 свидетелей, то, как минимум, основная часть должна быть допрошена. Если защита или обвинение будут против того, чтобы оглашать показания, тогда будут всех по очереди принудительно доставлять для допроса.
Максим Морозов: В чём особенность расследования таких громких дел, по которым снимают целые документальные фильмы?
Андрей Комиссаров:
Много людей и журналистов пытаются провести своё расследование и обосновать свою точку зрения, не имея данных экспертиз и данных из допросов свидетелей. Тем самым они мешают следствию.
Плюс таких звёздных свидетелей достаточно трудно доставить на допрос. Когда свидетель чувствует не то отношение, которое хотел бы, начинается давление на следствие. Потому что одно дело, общение со зрителями, другое — со следователем. Не так посмотрел, не так сказал и так далее. Достаточно тяжело расследовать из-за контингента, который участвует в этом уголовном деле.