Согласно инициативе, о которой пишет «Российская газета», для начала гражданам придется написать жалобу девелоперу, а тот будет обязан за свой счет устранить недостатки в течение 20 дней, но только после анализа, проведенного специалистами. Если же он этого не сделает, то собственники смогут обратиться в суд. Отмечается, что инициативу уже поддержали в Минстрое. Мнение вице-президента «Объединения строителей Петербурга» Алексея Белоусова:
Отметим, что сегодня в судах лежит масса исков от недовольных собственников квартир. Причем если в 2020 году их было 23 тысячи, то в 2022 году уже около 38 тысяч. Есть среди них и довольно примечательные. Например, одна дольщица долгое время добивалась от застройщика компенсации в полмиллиона рублей за непрезентабельный вид из окна: вместо городского пейзажа там оказался газорегуляторный пункт, который якобы закрывал обзор. Другой собственник на бумаге увеличил расходы по ремонту новой квартиры в семь раз. Эту сумму он пытался взыскать с девелопера. Также порой граждане отказываются принимать квартиры из-за минимальных отличий по площади. Делается это, по мнению экспертов, для того, чтобы протянуть время, а после потребовать от застройщика деньги за просрочку. Подобные случаи, действительно, не редки, но есть нюанс, – замечает руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов:
К слову, ранее Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость, предложила разрешить собственникам жилья участвовать в приемке новостроек в эксплуатацию. Отмечается, что порой профильная организация, выбранная застройщиком и аффилированная с ним, не обращает внимания на различные недоделки. До этого депутат Госдумы Светлана Разворотнева предлагала усилить роль приобретателей жилья в процессе приемки домов. В частности, наделить их правом осматривать объект до прихода комиссии и фиксировать в протоколе замеченные недостатки.