Результатом усиливающейся тенденции на ужесточение законодательства для иноагентов стал принятый 6 марта Советом Федерации Законопроект № 553750-8 о запрете рекламы (карточка законопроекта). Документ вступит в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Законопроект предполагает запрет рекламы на любых информационных ресурсах «лиц, находящихся под иностранным влиянием». Реклама самих иностранных агентов также будет запрещена. Изменения предлагается внести в:
- Федеральный закон N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (ст. 11);
- Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации» (ст.4);
- Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе» (ст.5, 7, 38).
Для начала, давайте разберемся, кто такие «иноагенты»?
Иностранные агенты — это люди, организации, объединения или СМИ, которые, по мнению Министерства юстиции РФ, находятся под «иностранным влиянием», то есть получают поддержку от иностранных источников в виде денег, имущества или организационно-методической, научно-технической помощи и помощи в иных формах. При этом, иностранными источниками могут считаться как иные государства, зарубежные организации и граждане, так и российские физические и юридические лица, получающие какую-либо поддержку из-за границы.
Иноагентами не могут быть признаны, согласно ст.1 Федерального закона N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»: органы публичной власти РФ; лица, подконтрольные РФ, субъектам России и муниципальным образованиям; публично-правовые, государственные компании и госкорпорации, а также лица, подконтрольные им; органы управления государственными внебюджетными фондами; религиозные организации, зарегистрированные по закону; законные политические партии; зарегистрированные по закону объединения работодателей, торгово-промышленные палаты; главы дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ и их сотрудники; сотрудники и члены аппаратов военного атташата, торговых и иных представительств органов власти иностранных государств; сотрудники международных либо приравненных к ним организаций, исполняющие в РФ служебные обязанности; владельцы дипломатических и служебных паспортов, официально исполняющие в России обязанности представителей иностранных государств.
Такой статус накладывает на деятельность лиц множество ограничений (ст.11 Федерального закона N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»). Среди них, в частности: обязательное требование по маркировке любых материалов специальным оповещением (Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2022 г. № 2108); необходимость сообщать о своём статусе при обращении в органы публичной власти; запрет на осуществление преподавательской деятельности; запрет на участие в избирательных кампаниях; отказ в доступе к гостайне, участии в госзакупках и финансовой поддержке РФ; запрет на организацию и финансирование публичных мероприятий; запрет на использование упрощённых систем налогообложения и бухучёта и так далее. За нарушения для иноагентов были предусмотрены штрафы от 30 000 до 500 000 рублей (при этом, при повторном нарушении штрафы могли возрасти до 1 миллиона рублей).
При этом, до настоящего времени никаких запретов на взаимодействие с иностранными агентами не существовало. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что только в прошлом году более двухсот российских рекламодателей сотрудничали с иноагентами, поэтому такие меры, бесспорно, станут большим ударом и сильно усложнят работу многих медийных личностей, компаний и СМИ. Проверить, является ли ваш потенциальный партнер иноагентом, можно на сайте Минюста в специальном реестре иноагентов.
*Обратите внимание на то, что он постоянно обновляется! Это важно отслеживать, поскольку, например, за время подготовки рекламы к опубликованию «безопасное» физическое лицо или компания могут быть внезапно признаны иностранными агентами. Сейчас в реестр внесены почти 800 граждан и организаций.
Какие же санкции последуют за нарушения по новому законопроекту?
1) За нарушения, совершенные иноагентами, штрафы составят (ч.8 ст. 19.34 КоАП РФ):
- для граждан — от 30 до 50 тысяч рублей;
- для руководителей и ИП — от 100 до 300 тысяч рублей;
- для малых предприятий — от 150 до 250 тысяч рублей;
- для средних и крупных предприятий — от 300 до 500 тысяч рублей.
При этом, в случае привлечения к административной ответственности в результате соответствующего нарушения более двух раз в течение одного года, иноагентам могут грозить санкции по ч. 2 ст. 330.1 УК РФ (штраф до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет).
2) За размещение рекламы своих товаров и услуг у иноагентов штрафы составят (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ): - для граждан – от 2000 до 2500 рублей;
- для руководителей и ИП — от 4000 до 20 000 рублей;
- для малых предприятий — 50 до 250 тысяч рублей;
- для средних и крупных предприятий — от 100 до 500 тысяч рублей.
3) За размещение рекламы ресурсов иноагентов также предусмотрены санкции. Так, для начала СМИ-нарушитель получит предупреждение. В случае, если нарушение не будет устранено, штраф может составить до 300 000 рублей (ч. 42 ст. 19.5 КоАП).
Этому аспекту хочется уделить особое внимание, поскольку он является наименее очевидным с точки зрения того, как избежать нарушений. Авторы законопроекта уточнили, что цитирование информационных иноагентов не запрещено, однако, использование ссылок не должно являться рекламой и преследовать цель «привлечь дополнительное внимание» к ресурсам иноагентов. Как именно законодатель будет разграничивать цитирование и использование информационных ссылок для «привлечения дополнительного внимания» — пока не ясно.
*Напоминаю, что в прошлом году в закон «О рекламе» уже вносили существенные поправки. В первую очередь, принятые изменения коснулись правил размещения рекламы в интернете. Изменения спровоцировали множество вопросов к регулятору, а в ежедневную рутину рекламодателей и рекламораспространителей вошли токены, ОРД, ЕРИР и, с недавнего времени, штрафы. О том, как бизнесу продолжать рекламную деятельность без финансовых потерь, можно прочитать здесь.