В конце прошлого года Правительство (по поручению Президента РФ) продлило мораторий на проверки бизнеса (Постановление от 14 декабря 2023 года №2140). По словам Михаила Мишустина — председателя правительства РФ, такое решение продиктовано тем, что мораторий показал свою эффективность и, согласно существующей статистике, позволил почти в пять раз снизить количество проверок по сравнению с 2019 годом. В план на текущий год включено более 90 тысяч мероприятий, что в четыре раза меньше, чем в 2022 году.
Продление моратория, безусловно, призвано облегчить жизнь предпринимателей, однако все не так просто. На объекты, отнесённые к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от 28.09.2022)), мораторий не распространяется, как и на проверки, проводимые на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, в случае угрозы жизни и здоровью граждан или безопасности страны.
К объектам чрезвычайно высокого и высокого риска относятся социальные, промышленные объекты, отдельные виды деятельности, имеющие максимальный или близкий к нему уровень риска причинения вреда в соответствующей сфере. Информацию о категории риска или классе опасности предприятия можно узнать на сайте Роспотребнадзора или путем направления запроса юридического лица или индивидуального предпринимателя в орган государственного контроля (надзора). Ответ — информация о присвоенных деятельности и (или) используемым компанией производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные для определения этого класса, должна быть получена заявителем в течение 15 рабочих дней с даты поступления запроса (п. 13 Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от 28.09.2022)).
Индикаторы рисков свидетельствуют о возможном нарушении обязательных требований и являются фактором для инициирования надзорными органами контрольных мероприятий. Таким образом, если в ведомство поступает жалоба или иная информация о нарушении компанией обязательных требований, надзорный орган сравнивает их с утверждёнными индикаторами риска. В случае совпадения это может стать поводом для проведения контрольных мероприятий.
Кроме того, существуют профилактические визиты, которые в последние годы достаточно эффективно реализовываются контрольно-надзорными органами. Правительство сообщило, что по состоянию на конец ноября их число почти в три раза превысило количество проверок. Ограничив надзорные мероприятия, законодатель все же оставил достаточно широкое поле для деятельности контролирующих органов — возможность запрашивать документы, наказывать за их непредоставление, составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к ответственности вне проведения КНМ. Существуют также «внеплановые проверки», «мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом», «административные расследования» и «внеплановые систематические наблюдения» Роскомнадзора. Так, согласно существующей информации, органами прокуратуры было согласовано с Правительством включение в план на текущий год около 93 тысяч мероприятий.
Таким образом, де-факто проводится то, что в обычном понимании приравнивается к контрольному надзорному мероприятию, но де-юре имеет иную правовую природу. Хорошим примером является сфера государственного контроля в области связи и персональных данных. Например, исключениями являются:
- государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;
- государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом; • государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом;
- государственный контроль в области связи, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает следующие права уполномоченного органа:
- запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;
- осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;
- требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;
- ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;
- обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;
- направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;
- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.
К перечню изъятий Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» дополнительно отнесены мероприятия, проводимые:
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);
- при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
Важен и тот факт, что мораторий не касается прокурорского надзора и проведения административного расследования. Таким образом, наиболее частый вариант развития событий во время действия моратория заключается в том, что неравнодушные граждане или контрольно-надзорные органы направляют материалы о правонарушении в прокуратуру, которая, в свою очередь, принимает решение о проведении проверки. Хорошим примером здесь является Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2023 № Ф05-4121/2023 по делу № А40-74270/2022, где суд указал следующее: «в случае поступления сведений о возможных признаках нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган оценивает их достаточность для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, что соответствует указанному федеральному законодательству, а следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов; положения Закона о государственном контроле и Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 не содержат каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий; введение Правительством Российской Федерации ограничений не отменяет существующие процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое, согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях", представляет собой комплекс процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление; Постановление N 336 не отменяет обязательных правил, установленных КоАП РФ, в связи с чем, в случае, если вменяемое обществу в вину нарушение выявлено в ходе рассмотрения материалов, поступивших из административного органа или от гражданина, орган вправе провести проверку и возбудить дело об административном правонарушении».
При этом, если у представителей компании есть основания полагать, что действия контрольно-надзорного органа являются неправомерными или излишними, необходимо подать жалобу на проверку. Отмечу, что с 6 октября 2023 года до 2030 года действует уточненное Правительством РФ правило, касающееся содержания жалоб на документы, выдаваемые в рамках: специальных режимов государственного контроля (надзора); бесконтактных контрольно-надзорных мероприятий; обязательных визитов.
В случае выявления нарушений проверка будет отменена.