Инцидент в Шушарах вызвал вопросы, можно сказать национального масштаба. В день аварии сразу несколько чиновников заявили о необходимости проверок всех лифтов, а их в Питере почти 50 000, а в стране — более полумиллиона.
Правда, проверки и так проходят. Можно, конечно, усомниться в их качестве — кадровая проблема есть и в лифтовом хозяйстве, но эксперты отрасли не считают ее критической.
А вот финансовую проблему — считают! Срок службы лифта 25 лет. После чего ремонт или замена. Установка нового агрегата по разным оценкам — это 4-5 миллионов рублей. Ежемесячных отчислений, которые делают жильцы, переводя деньги на специальный счет, не хватает.
В крупных городах ситуация проще. В Москве и Петербурге помогает городской бюджет. В Северной столице в 2024 году выделены 6 миллиардов рублей, на которые до конца года планируют заменить 2 500 подъемников. Всего же в рамках городской программы капремонта, действующей до февраля 2025-го, включены 7 500 лифтов, в том числе и те, что уже отремонтированы в 2023 году.
Власти обещают успеть… А как иначе? Лифт, очевидно, самое заметное оборудование в доме, его поломку не заметить невозможно. Не работающая в подъезде лампочка или даже едва теплые батареи, конечно, неприятно, но пережить можно, тем более на короткий срок. А вот если в свою квартиру каждый раз надо подниматься пешком, да еще с ребенком или пожилому человеку — нерв почувствуется сразу.
Но инцидент в Шушарах заставляет посмотреть на проблему с другой стороны. Ведь дом, где все произошло, 2015 года постройки и до капитального ремонта здешним лифтам еще очень далеко.
Представители управляющих компаний, с которыми я побеседовал, отмечают: лифты — едва ли не самая проблемная для них сфера, в том числе из-за варварского отношения к ним жильцов. Выломанные или сожженные кнопки, изрисованные стены — это тоже расходы. Плюс просто неправильная эксплуатация, ведь вроде как одной из причин падения стала перегрузка лифта: вместо 8 человек в него забилось 13.
Хорошо хоть санкционные риски для отрасли, кажется, не актуальны. Есть и запчасти и уж тем более новые кабины и механизмы. В стране над этим работает около 20 предприятий. Да, в начале 2022-года производство лифтов в России сократилось примерно на 40%, в тот же момент ушли крупные зарубежные игроки. Но в 2023 году объемы производства возобновились, хотя до сих пор большинство предприятия отрасли не загружены.
Их руководители уверяют, что произведут столько, сколько надо. Правда, по ценам минимум в полтора раза более высоким, чем в 2022 году, в частности, из-за подорожания металла. В общем, все решают не кадры, а деньги.