Любая статистика в этой сфере условна, она основана обычно на небольшой выборке и является основой скорее не для научных трудов, а для светской хроники. В прошлом году аналитики одного федерального застройщика подчитали, что новостройки чаще покупают женщины — в 58% случаев. Специалисты другой крупной российской девелоперской компании выяснили, что в колл-центры с вопросами по поводу конкретного объекта женщины тоже звонят чаще. И финальное решение по покупке в шести случаях из десяти тоже остается за ними. Причем в загородном жилье доля покупательниц еще выше.
Средние цифры коррелируют с данными о населении России. Женщин у нас в стране примерно 55%. Другое дело, и это отмечают большинство участников рынка, за последнее 15 лет дамы все больше перехватывают инициативу мужчин. Еще в конце нулевых покупательниц было около трети от общего числа. Можно также предположить, что чаще всего решение о покупке жилья семьи принимают вместе. Правда, в России я такой статистики не встречал, но например, в Польше 40% сделок — это общее решение мужчины и женщины. И в странах Балтии цифры схожие.
Но никто не будет спорить, что подход к выбору жилья у мужчин и женщин различается — и здесь анализировать можно бесконечно. Недавно наткнулся на не бесспорные, но оригинальные заметки американского риелтора и блогера Дайаны Саатчи, которая вот уже 30 лет не только продает, но и подмечает. Например, она заметила, что мужчину, когда тот «почти-почти» сделал свой выбор, знакомые чаще всего поздравляют. В то время как женщину предостерегают или, точнее, задают наводящие вопросы. Причем, связано это вовсе не с тем, что прекрасный пол не способен принять верное решение. Просто для многих женщина по-прежнему больше нуждается в защите и вызывает желание позаботиться.
Еще одно принципиальное отличие: мужчины оценивают покупку не так глубоко как женщины. То есть, интересуясь в первую очередь финансовой стороной, сильный пол относится к подбору в первую очередь, как к сделке. В то же время представительницы прекрасной половины человечества смотрят глубже — забегая вперед, продумывают до мелочей детали жизни, которую они и их семья будут вести в новом доме.
И еще из наблюдений американки. Для мужчин дом — это в большей степени товар, в то время как для женщины — будущее. Поэтому джентльмены могут позволить себе ошибиться в выборе, а дамы — нет. Поэтому одни приходят на просмотр со знакомыми, подругами или консультантами, а другие «сами с усами». И потому мужчины кажутся иногда более решительными, ведь если жилье им не понравится, они просто потеряют какую-то сумму. Для женщин последствия могут быть в буквальном смысле судьбоносными.