Северную столицу в 2023 году посетили 9,4 миллиона российских туристов, что на 16% больше, чем годом ранее. Растёт деловой туризм, и прогноз на текущий год плюс 15%.
Всем надо где-то питаться. 39% помещений стрит-ретейла на центральных улицах Петербурга занимают заведения общепита. Причем, по данным NF Group, эта доля растёт, хотя и скачками. Всё-таки кафе-рестораны-пекарни традиционно самые массовые точки в центре города.
И не только в центре. Общепит активно развивается на первых этажах жилых комплексов. В проектах бизнес-класса на гастрономические проекты приходится 17% всех занятых площадей, а в элитных — 14%.
Если рассматривать город в целом, то около трети всех открывающихся заведений в Петербурге – гастрономические. Аналитики Nikoliers отметили в последний год рост интереса к свободным помещениями со стороны проектов в демократичных сегментах. Во многом благодаря их активности уровень вакансии в стрит-ритейле снижается, к концу прошлого года он составляет около 6.5%.
Впрочем, общепит чаще всего не только открывается, но и закрывается. Так за прошлый год на Невском, в его основной части, появилась 21 новое заведение, но и закрылось немало — 13. Чаще всего прекращаются свою работу бары.
Упомяну еще одно направление, набирающее всю большую популярность в Петербурге и вообще в крупных городах России — фудхоллы. Более года назад, отмечая бурный рост сегмента, мы задавались вопросом: а способен ли рынок переварить такие объёмы.
Вопрос не снят с повестки дня. Динамика не замедляется. В Санкт-Петербурге к началу 2024 года работали 16 объектов, общей площадью 55 000 квадратных метров. А в наступившем году появятся ещё шесть почти на 11 000 «квадратов».
Эксперты видят в этом следствие интереса публики к новым форматам. Как с точки зрения интересных мест, так и собственно гастрономических концепций. В последние годы вкусы стали менее консервативными, появился запрос на новую еду, в частности, здоровую. И, кстати, это особенность именно питерских фуд-холлов – относительно высокая доля заведений здорового питания. Таковое предлагает каждая десятая точка.
В завершение занятная история. Мои знакомые решили открыть небольшой салон красоты. На ресепшене поставили кофейный автомат. Кофе продавали, но не для прибыли, просто чтобы посетители не томились в очереди. После полугода бьюти-составляющую просто закрыли — продажа кофе приносила точке намного больше. Кто-то увидит в этом случайность, кто-то — тенденцию, а кто-то — возможность.