Не все понятно и с бывшим заводом Toyota. Сначала на нем планировали собирать российские электромобили e-Neva разработки «Алмаз-Антей», потом опытные грузовики БАЗ Обуховского завода. Ну, а теперь есть вероятность переноса в Петербург производства лимузинов Aurus. И площадка, и люксовый бренд принадлежат НАМИ.
Причина проблем очевидна: за 20 лет в России настроили сборочных автозаводов суммарной мощностью около трех миллионов машин в год, а продается теперь из них пока миллион. Куда девать освободившиеся ресурсы, никто не знает.
Получен ответ и на популярный вопрос: почему китайские автомобили в нашей стране как минимум в полтора раза дороже, чем в самом Китае. Зампред Ассоциации китайских автопроизводителей в России констатировал, что треть цены — это госотчисления: налоги, сертификация, акцизы, растаможка и утильсбор. Еще около 10% — доставка. Остальное — прибыль дистрибьютора и дилера.
Такое количество налогов — вопрос стратегический: этими деньгами государство перекрывает санкционные потери и хоть как-то поддерживает отечественных автопроизводителей, заодно защищая рынок от китайской экспансии. Можно от такой политики отказаться и вернуть докризисные цены на иномарки, но тогда автоиндустрия России вместе со всеми смежниками исчезнет как явление, – соглашаются в экспертном сообществе.
Основное мнение, которое часто звучит в экспертных кругах – руководство страны, погруженное в оборонные вопросы, пока просто не решило, что делать с нашим автопромом. Долгосрочная стратегия его развития, озвученная в верхах, подразумевает полную реиндустриализацию с соответствующими ресурсами и компетенциями. Однако на уровне исполнителей доминирует другая, еще инерционная тактика – переложить весь это головняк на плечи кого-то еще: не европейцев, так китайцев. К чему это все приводит, мы уже знаем.