После шоков 2022-го ситуация на рынке стрит-ретейла прояснялась и, можно сказать выправлялась. С главных торговых улиц российских мегаполисов окончательно ушли вывески многих элитных мировых брендов. До этого часть компаний точки закрыла, но аренду платила, выдерживая паузу и не желая покидать самые престижные места.
Теперь их с удовольствием занимают бренды отечественные. В первую очередь фешн-сегмента. По оценке NF Group за 23-й год на главных торговых улицах Северной столицы появились 33 «модных магазина» – это в два с лишним раза больше, чем в 2022-м и почти в два раза, чем в 2019-м. Кстати, куда более спокойном…
Похожая ситуация и в Москве. Там по сравнению с 2022 годом число российских брендов, открывших свои магазины, выросло больше чем на 50%.
Чуть снизилась в центре города доля арендаторов продуктовых магазинов. Зато бойко осваивают главные туристические магистрали заведения общепита — в абсолютных цифрах они открываются даже активнее, чем магазины одежды-обуви. Почти каждая вторая появившаяся в центре точка — кафе, ресторан или заведение фаст-фуда, их доля в общем объеме арендаторов почти 40%. Правда, и закрываются такие заведения чаще, примерно с той же интенсивностью.
Именно ротацией арендаторов в сфере общепита и трудностями с ведением бизнеса в этом месте можно объяснить рост вакансии на улице Рубинштейна — самой известной гастрономической артерии Петербурга. В то время на главных модных локациях — Большом проспекте Петроградской стороны, Большой Конюшенной и Старо-Невском — пустующих помещений, напротив, меньше. Последний, по мнению экспертов, вообще переживает «вторую молодость»: в 2024 году именно здесь активно будут открывать новые бутики премиальных брендов.
В целом, по оценке Nikoleirs, к декабрю 2023 года уровень вакансий на ключевых торговых коридорах Санкт-Петербурга снизился до 4,8%. Для примера, в марте 2020 года, то есть до начала ковида, он составлял 7%. Эксперты произносят слово «дефицит». А где дефицит, там рост ставок. В 2023 году в лучших местах они уже увеличились на 10%.
В 2024-м тенденции года ушедшего сохранятся для сегмента стрит-ретейла в премиальных локациях. Это означает сокращение предложения, тем более что в центре города его объем точно не увеличится. То есть ставки могут подрасти еще на 7%, а горожан и туристов ждет появление новых вывесок.