Тоннель под Невой, лёгкое метро на юге города, призванное соединить станции питерской подземки с железнодорожными, обычное метро в Каменке, Ржевке и на юго-западе. А еще 28 квадратных метров жилья на горожанина… Это выдержки из Генплана. Но не нынешнего, а еще предыдущего, 2005-го года. Эти роскошества должны были стать явью к 2015-му. К показателям жилой площади на душу населения мы подобрались только сейчас, а упомянутые транспортные блага перекочевали в документ, принятый ЗакСом в декабре.
Впрочем, не буду излишне злословить. Многое из того, что было заявлено почти 20 лет назад реализовали. Западный скоростной диаметр, вторая сцена Мариинки, новый стадион на Крестовском…
Ну а что планируют сейчас? Из главного — жилой город будет развиваться на север и на юг. Домами активнее всего будут застраивать Приморский район, еще больше — в Московском, но особенно — в Пушкинском, где появится город-спутник Южный. Новых намывов не обещают, но и от нынешних планов — на Васильевском острове и в районе Тарховки — не откажутся.
Впрочем, под жильё отдадут меньшие (в процентном отношении) земли, чем в предыдущем Генплане — 20 против 23. А вот доля территорий под производство увеличится — что, наверное, правильно, ведь и в российскую промышленность инвестировать надо, и налоги с кого-то собирать.
Самые грандиозные — транспортные планы. Особенно метро. Две новые ветки — Кольцевая и Адмиралтейско-Охтинская. Без малого 100 новых объектов. Правда, часть проектов — строительство не станций, а вестибюлей. Другая — большая часть запланированного — это перспективы до 2050 года. Кто отвечать будет? С другой стороны и до конца десятилетия, а это не такой уж долгий срок, в строй хотят ввести почти 30 станций. Так что, проверить выполнение планов можно относительно скоро.
На окраинах должны появятся железнодорожные полукольца. Я говорю должны, ведь маршруты эти тоже не новы — их заявили лет 5 назад. Один пройдет через Белоостров, Ладожский вокзал, аэропорт Пулково и Ораниенбаум. Второй соединит Токсово и Гатчину.
Ну и визуально, наверное, самое масштабное — пять новых переправ через Неву, одна из которых — перенесённый с прошлого Генплана Орловский тоннель. А еще Ново-Адмиралтейский — с Василевского острова, Арсенальный — в центре, Большой Смоленский — в Невском районе и переправа на Восточном скоростном диаметре. Пять переправ за 25 лет. За предыдущие 320, ну или 175, если считать с момента строительства первого — Благовещенского, стационарных мостов через большую Неву было построено всего девять. Прогресс.
В заключение — из забавного. В популярнейшем поисковике одна из первых ссылок по запросу о принятии новой редакции Генплана привела меня на страницу «Женьмин Жибао» — официального издания компартии Китая. Будущее Петербурга интересует не только жителей города.