Напомню, что название «параллельный импорт», придуманный госструктурами — мягко скажем, лукавство. Параллельно, это когда есть официальные поставки одних моделей, а вместе с ними, то есть, параллельно, разрешено ввозить другие. В состоянии экономической блокады власти России по сути легализовали запрещенный в развитых странах «серый» импорт. Проще говоря, разрешили населению везти что угодно откуда угодно. В таком состоянии авторынок России пребывал, например, после распада СССР.
Единственный нюанс закона — свободой действий обладали только физические лица. Что в целом не особо мешало пользоваться им всем подряд, включая официальных дилеров. Первыми забили тревогу китайцы, которые официально продавали машины в России. Дело в том, что пригнать и растаможить в частном порядке какой-нибудь Chery или Haval оказалось на несколько сотен тысяч рублей дешевле. Еще интереснее ситуация с машинами, купленными в Таможенном союзе.
Несмотря на единые таможенные ставки, другие налоги и акцизы в странах ЕАЭС разные. Например, производимые в Белоруссии автомобили Geely с учётом скидок оказались дешевле чуть ни на полмиллиона, а в Киргизии, где нет никаких акцизов, а НДС официально 12% — порой и на миллион. Российские перекупщики и частники хлынули в соседние страны к ужасу наших официальных дилеров. Последние не остались в долгу и в отместку сняли с гарантии все новые машины, купленные не в России. А самые наглые включились в схему сами, продавая машины из стран ЕАЭС как российские.
С 1 апреля 2024 все лазейки официально закрываются. Отныне частные лица при покупке новой машины за пределами страны должны будут заплатить не только все таможенные сборы, но и компенсировать всю налоговую разницу, если она отличается от российской. Проще говоря, параллельный импорт теряет смысл своего существования, особенно с учётом отсутствия гарантийных обязательств и адаптации.
Никаких особых потрясений отказ от параллельного импорта не принесёт, учитывая, что его роль в статистике продаж так и не превысила 10%. Большая часть авторынка России всё равно держится на том, что производится или поставляется в страну официально. В накладе останутся разве что любители европейского, японского и американского премиума, которым после 1 апреля придется доплачивать ещё больше за желание обладать новеньким «Мерседесом» или «Теслой».