Итак, Япония в августе запретила поставки в Россию автомобилей с двигателем более 1.9 литра. Помимо ценового ограничения, ранее такой же запрет был введен Европой. Главный вопрос – почему именно 1.9, а не 1.8 или 2.2? Ответ простой: двигатель объемом 2.0 литра сегодня является одним из самых популярных, в том числе благодаря турбонаддуву на автомобилях премиум-класса. Проще говоря, таким ограничением от России отрезают поставки почти всех автомобилей среднего и премиального ценовых диапазонов.
Со своей стороны, автопроизводители Германии еще раз объявили об отключении российских дилеров от сервисного программного обеспечения. О разрыве связей рассказывали сами участники рынка еще в начале года. В первую очередь, ограничения коснуться владельцев Mercedes, BMW и Audi. Не надо быть большим политологом, чтобы понять: санкции направлены на представителей обеспеченных слоев населения, то есть тех, у кого в России есть хоть какое-то влияние на общество и власть.
Что касается ограничений на поставку машин мировых брендов, то пока это отражается в основном на их цене. Вокруг России оказалось немало государств, готовых за долю малую привезти все что угодно. Так что для тех, у кого есть деньги, запрет по факту номинальный. Другое дело, что обслуживать такую технику действительно становится непросто.
Главная проблема отключения ПО – невозможность точной диагностики, обновления прошивок и в целом общения механика с бортовыми системами авто. Также машины потеряют часть онлайн-функций. По словам дилеров, выходы из ситуации есть: сервисные базы данных давно выкачены, есть и нелицензионный софт, и даже альтернативные пути обхода через партнеров в дружественных странах. Правда в основном это касается уже негарантийных авто. А вот ремонт новых машин пока затруднен. Дилеры говорят, что клиенты относятся с пониманием, благо проблемы не носят массовый характер.
Представители иностранных автоконцернов, оставшиеся в России, либо хранят безмолвие, либо подтверждают официальную позицию своей страны. Не секрет, что в составе руководства любой международной западной компании всегда есть должность условного замполита, без согласования с которым даже владельцы бизнеса решения не принимают - именно так на Западе устроена «свободная рыночная экономика». В кулуарных беседах руководители уже российских автокомпаний признаются, что какое-то сотрудничество негласно все равно продолжается, и западные бизнес-партнеры надеются, что можно будет вернуться… Не было бы поздно…