Электронные сервисы судопроизводства становятся все более востребованными. Как рассказал сенатор Александр Башкин, слова которого приводит «Парламентская газета», только в 2022 году было подано 5,5 миллионов документов в электронном виде, а более полумиллиона заседаний проведено в режиме видеоконференции. Как убеждены некоторые эксперты, все большая диджитализация процесса повышает уровень доступности правосудия, делает процесс судопроизводства прозрачнее и ускоряет его, а также уменьшает расходы и упрощает исполнение решений. А еще цифровизация в судах общей юрисдикции и мировых судах является первоочередной задачей в связи с их высокой загруженностью, отметил Башкин. Например, нагрузка на одного мирового судью в Петербурге составляет более 300 дел в месяц. Поэтому неудивительно, что запросы по расширению подобных сервисов растут. И портал Госуслуг, через который сейчас, по идее, можно решить практически любые вопросы со структурами власти, по мнению чиновников, лучше всего подходит для этого. Именно туда предлагают интегрировать сервис «Правосудие онлайн», который был разработан Минцифры совместно с судебными органами. По мнению руководителя практики разрешения споров и юридического сопровождения компании «ССП-Консалт» Дарьи Титковой, такое внедрение действительно упростит жизнь всем участникам процесса, однако эксперт видит и обратную сторону медали:
Сейчас для дистанционного решения судебных тяжб в России существуют два онлайн-сервиса. Портал «Мой арбитр» предназначен для взаимоотношений с арбитражными судами, пользуется большой популярностью и получает в основном только положительные отзывы от юристов как едва ли не об одном из лучших в мире. К слову, с помощью этой системы в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти можно заполнить документы на дистанционное заседание еще с апреля 2020 года. Второй сервис – ГАС «Правосудие», качество работы которого некоторые участники процессов, напротив, оценивают как безобразное. А вопрос об интеграции с Госуслугами называют далеко не главным. Гораздо важнее – качество. К слову, этим вопросом в федеральном правительстве озадачились еще в прошлом году – в ноябре было объявлено о том, что в период до 2024 года на развитие ГАС «Правосудие» и ее суперсервиса «Правосудие онлайн» будет потрачено почти 2,5 миллиарда рублей. Адвокат Владимир Малашин отмечает, что модернизация системы просто необходима и рассказывает, как сейчас с ее помощью проходит процесс судопроизводства:
Добавим, что интеграция суперсервиса в Госуслуги, которая запланирована на 2024 год, как отметили в Минцифры, откроет сразу ряд возможностей. Помимо подачи исков, можно будет получать судебные уведомления и решения в электронном виде, знакомиться с материалами дела без посещения суда, а также участвовать в судебном процессе в режиме веб-конференции, пройдя биометрическую идентификацию.