Соответствующую инициативу депутат ЗакСа Петербурга Андрей Рябоконь и представители Народного фронта планируют направить в Госдуму. У экспертов, впрочем, мало надежд на то, что предложение дойдет хотя бы до предметного обсуждения.
Предполагается, что должностные лица, которые без рвения реагируют на обращения граждан, обязаны будут заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. За повторное нарушение отдать придется уже 20 тысяч рублей. Если и это не поможет добиться от чиновника чуткости, то его можно будет отстранить от работы, но только по решению суда. Комментирует автор инициативы Андрей Рябоконь:
Член бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Андрей Рябоконь Реализация закона практически возможна. Здесь речь идет об исках, которые установлены судом. По статистике за 2022 год подано 275 тысяч административных исков и около 40% признано судом законными в части требований истца, но ответственности за признанное незаконное решение в судебном порядке не установлено. Здесь речь идет именно о том, чтобы снизить нагрузку на суды, чтобы чиновники принимали решение исходя из интересов граждан, исходя из буквы закона.
Отметим, что подобные предложения звучат не впервые. Ранее, например, наказывать власть имущих за халатность призывал депутат Борис Вишневский, который, пожалуй, чаще других жалуется на формальные ответы из кабинетов Смольного. Так было, например, со знаменитым муралом Хармса, который был уничтожен без убедительного обоснования, или сносом дома Шагина, на который позже обратил внимание глава СК Александр Бастрыкин. Не получил депутат и подробного отчета о тратах средств резервного фонда города на фоне проведения СВО. Проект коллеги Рябоконя, к слову, Борису Вишневскому кажется нереализуемым:
Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский У нас концепция была немного другая. Она появилась в ответ на принятие закона о наказании за неуважение к власти. Мы предложили наказывать за неуважение граждан, которое выражается в том, что им не дают ответы по существу, не дают ответа в положенный срок. Я до сих пор считаю, что это правильная идея, хотя понимаю, что при нынешнем составе ЗакСа, тем более Госдумы, никаких шансов на принятие нет. Рябоконь же предлагает наказывать за отписки, но это очень тонкая материя. Как вы определите, что есть отписка, а что нет? Кто будет решать, что ответ неполный? Я очень часто получаю такие ответы от чиновников, которые так трактую, но юридически это очень трудно обосновать.
Идея уже вызвала бурную дискуссию в сети. Однако предложенные в ЗакСе санкции многие пользователи сочли слишком «травоядными». Среди альтернатив – штрафы на десятки тысяч рублей и лишение должностей нерадивых представителей власти без судебных разбирательств. На этом фоне некоторые вспомнили и о недавней петиции президенту с просьбой отправить в отставку губернатора Александра Беглова за якобы формальное исполнение обязанностей. За данную инициативу в Telegram-канале движения «Петербург – Город перемен», напомним, проголосовало 78% из 1,5 млн респондентов. Мнение политолога Александра Конфисахора:
Политолог Александр Конфисахор Чиновники – это бюрократы. Это особый психологический тип. В психологии чиновников нет такого понятия, как чуткость. Для них нет таких понятий, как хороший, плохой, умный, красивый, веселый, честный и так далее. Для них в центре мироздания стоит страшное слово «бумажка». Они функционируют в своих полномочиях, они имеют все необходимые инструкции, сроки написания ответов, как они должны отреагировать, в какой форме, и за эти инструкции они выйти не могут. Над любым чиновником как Дамоклов меч висит наказание за превышение служебных полномочий. Когда он проявит инициативу, то он в первую очередь будет думать, превысил ли он эти полномочия или нет.
В Госдуме также есть инициативы, предполагающие наказание для чиновников за различные проступки. Из недавнего, например, можно вспомнить штрафы за хамство в беседе с гражданами лично и в соцсетях. Закон бы принят еще в 2020 году, но каких-либо громких разбирательств и уж тем более лишения должностей так и не последовало.