Города становились эпицентрами эпидемий еще во времена шумерского «Царя героев Гильгамеша». Чума уничтожала европейские и азиатские поселения до начала XX века, «испанка» унесла жизни 50 миллионов человек по всему миру. После таких потрясений - пророчества о гибели цивилизации становятся темой для горячих дискуссий.
Один из витков этого спора - прогнозы о том, что жители теперь будут реже покидать пределы своих районов. Согласно этому утверждению, многие войдут во вкус, распробовав возможность получать весь комплекс услуг из дома. Зачем добираться до торгового центра, если курьер доставит все до дверей в удобное время? Или к чему тратить деньги на театр, если трансляция спектакля доступна в 4к?
Эмпатия и взаимопомощь - важные мотивы текущей пандемии. И бизнес это чувствует. А разработчики готовы подхватить. Так, студенты-магистры Высшей школы экономики создали платформу для объединения жильцов многоквартирного дома. Приложение позволяет соседям обмениваться вещами или инструментами, планировать субботники, находить нужных специалистов для подработки. В другом проекте пользователи могут с помощью нейронных сетей создавать техзадание на благоустройство общей территории. Среди самых амбициозных замыслов - оранжереи на крыше или огороды вместо парковки. Дьявол кроется в реализации. О том, как встречает подобные идеи рынок на онлайн-конференции UrbanAwards рассказала куратор лаборатории экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб» Надежда Хорт.
Экспертные доводы о том, что пандемия приведет к децентрализации мегаполисов - пока всего лишь хороший повод для обсуждения. Все же силы притяжения центральных локаций слишком сильны. Определенную роль играет и вероятное снижение арендных ставок. Скорее всего, кризис даст недоступным ранее территориям шансы на перезагрузку.
К сожалению, после пандемии многие из любимых баров, ресторанов и кафе исчезнут. Но вместо них появятся новые. Пожилые и уязвимые группы населения наверняка будут какое-то время избегать общественных пространств. В центре сосредоточатся более молодые и рискоустойчивые люди. А на смену неизбежному страху заражения придёт то, что журнал Foreign Policy называет «обратным эффектом самоизоляции». Это значит, что горожане будут активно выбираться на оживленные улицы. Потому что урбанизация сильнее вирусов.