Напомню, что утильсбор был введен в 2012 году, после вступления России во Всемирную торговую ассоциацию, что очень быстро стало проблемой. По правилам ВТО наша страна должна была фактически обнулить таможенные пошлины на иностранные авто, что грозило ликвидацией отечественного автопрома. В качестве защитной меры и был придуман компенсационный налог, который, конечно, к реальной утилизации машин отношение имеет посредственное. Это исключительно протекционистский инструмент.
На сегодняшний день функционал утильсбора планируется заметно расширить, а деньги, собранные с его помощью, пустить, по факту, на содержание российского автопрома — из него производители и машин, и автокомпонентов, уже работающие или инвестирующие в Россию, будут получать различные льготы и компенсации. Также утильсбор сохранит и одну из главных своих задач — защиту АвтоВАЗа от массового ввоза подержанных и новых бюджетных иномарок. С учетом нынешней экономической обстановки, денег на всё это потребуется немало.
Принято решение кратно повысить коэффициенты почти на все категории машин. Более того, повышение это отныне будет ежегодным. Следующий этап — уже 1 января 2025 года. Минимальная надбавка, считай, двукратная: на самые популярные авто с мотором до двух литров она увеличится с трехсот до шестисот семидесяти тысяч рублей. На авто с ДВС от двух до трех литров — сразу на миллион. На планируемые ставки тридцатого года смотреть совсем страшно: на модели премиум-класса они будут превышать шесть миллионов рублей с одной машины.
Платить утильсбор, как и раньше, будут только юридические лица — импортеры и производители. Вторые частично получат его обратно в виде разных льгот. Повышение пока не коснется физических лиц, которые могут пригнать одну машину один раз в год. Но, при любых раскладах все, кто профессионально занимаются перепродажей автомобилей — как новых, так и подержанных — прибавят сумму утильсбора к цене авто. Крупнейшие игроки российского рынка уже заявили, что сгладить такое повышение они не смогут даже если бы хотели.
Против России введено свыше 14 000 санкций — это абсолютный рекорд за всю историю мировой экономики. Фактически, утильсбор — не что иное, как предложение автомобилистам внести свой вклад в поддержку отрасли в непростой для страны момент. В ином случае есть риск, что решать, на чем ездить россиянам и иметь ли собственные автозаводы, будет не Минпромторг, а уже окончательно компартия Китая. Тем, кто раздумывает, брать ли авто сейчас или подождать, на принятие правильного решения остался один месяц.