После ухода западных автопроизводителей автоцентры лишились не только новых машин, но и, как следствие, клиентов. За выполнение плана по продажам автосалоны получали от производителей многомилионные бонусы. Больше их нет. А потому, помимо огромных наценок, дилеры теперь заставляют клиентов брать кредиты, покупать невыгодные страховки и, конечно, устанавливать доп.оборудование. За всё это от банков, страховых и других партнеров продавцы получают откаты.
Побороть звериный оскал капитализма предлагает Национальный автомобильный союз, глава которого призвал хотя бы «АвтоВАЗ» самостоятельно заняться реализацией автомобилей по прайсовым ценам без навязывания доп.услуг. Никакие законные методы на дилеров повлиять оказались не в силах: невыгодные условия оформляются по другим договорам, напрямую не относящимся к машине, и подписываются покупателем, а значит юридически все по-честному.
Даже если не брать в расчет советский опыт, предложение не ново. Побороть самоуправство дилеров в России не так давно планировали корейцы: Hyundai к 2025 году собирался до 50% продаж выполнять самостоятельно онлайн, сохранив за автосалонами в основном функцию сервиса. Подобные идеи рассматривали и в Renault. Мировая практика знает примеры, когда продажами машин от имени производителя занимаются дочерние лизинговые компании. Правда тут речь идет в основном о коммерческой технике.
Так или иначе, самостоятельная реализация автомобилей заводом всё равно подразумевает создание подразделения федерального масштаба, которое этими самыми продажами будет заниматься. А это громадные инвестиции. Учитывая режим аврала, в котором АвтоВАЗ пытается восстановиться после ухода западных партнеров, менять всю структуру бизнеса сейчас точно никто будет.
Если взглянуть на ситуацию сверху, вывод очевиден. Очередной призыв повлиять на стоимость авто – не что иное, как требование социальной справедливости в непростое время. Если смотреть еще глубже, управляющая экономикой России невидимая рука рынка не справляется ни с запросом населения, ни с потребностями и задачами государства. А это означает, что поиск оптимальной модели развития страны, при которой норма прибыли бизнеса соответствует доходам граждан, точно не закончен.