Разбираю все нюансы процесса. C чего всё началось? Само собой, с очередного кризиса, в котором традиционно одним из первых страдает автобизнес. Желание выжить, а еще более сохранить привычные прибыли перевесили человеческое отношение к клиентам. В результате - Веста подорожала до 2,5 миллионов рублей, комплект зимней резины до 100 тысяч, а коврики – до 25. Как ни пытался АвтоВАЗ утихомирить дилеров штрафами и лишением контракта, ничего особо не помогло.
Результат: начало прямых продаж АвтоВАЗом своих машин строго по прайсу. Но не все так просто. Во-первых, выбрать пока можно только одну модель – Гранту. Это самая массовая, но и самая неинтересная для дилеров машина из-за минимальной наценки – около 40 тысяч рублей, которая идет покупателю как бы скидкой. Во-вторых, купить машину можно только онлайн и только в кредит – так планируется защищаться от перекупов. И в-третьих, забирать машину придется в Тольятти, потратив деньги на дорогу туда-обратно.
Все три пункта в этой схеме идут со звездочкой. Очевидно, что ссориться с дилерской сетью АвтоВАЗ не собирается, а потому модели, на которых действительно можно неплохо заработать, в программу не включены. Поговаривают, что добавить в прямые продажи могут разве что классическую «Ниву». Борьба с перекупами с помощью кредита тоже выглядит натянуто – есть и альтернативные способы. Куда очевиднее возможность заработать на процентах банкам, на обязательных при кредите страховках и обязательных при страховках противоугонных системах. Не забываем, что со всего вышеперечисленного еще будут уплачены налоги в бюджет. Так что покупатель даже самой дешевой новой машины в кредит так и остается одним из кормчих бизнеса и экономики. А вот покупателей машин за нал в автосалонах не любят.
Ну и необходимость забирать машину в Тольятти фактически сужает географию покупателей до соседних регионов. Билет из того же Санкт-Петербурга и перегон обратно машины съедает половину выгоды, делая смысл замороченной покупки минимальным.
Реформа АвтоВАЗа глобальнее, чем она кажется, и выглядит, скорее, не экономическим, а социальным экспериментом. В текущих условиях становится всё очевиднее, что модель «дикого» капитализма себя исчерпала и не годится ни для общественной стабильности, ни для развития страны. Однако процесс социализации российского бизнеса, тоже понятно, простым не будет. Поэтому маленькими и аккуратными шажками госпредприятия сейчас пытаются найти компромисс. Заметят ли это отечественные покупатели, покажет время.