На сентябрь 2023 года продажи автомобилей в Европе продолжают расти – в среднем на 15%-20% в месяц. Однако если разбирать подробности, всплывает немало интересного. Во-первых, до восстановления еврорынка еще далеко – от объемов допандемийного 2019-го ЕС отстает на 20%-25%. Во-вторых, основной рост продаж фиксировался в южных курортных странах, которые весной и летом массово обновляли прокатные автопарки. В Скандинавии, например, продажи машин падают.
Структура еврорынка тоже показательна: прибавка идет за счет массовых и бюджетных брендов, таких как Dacia, Renault или Skoda. Реализация более дорогих марок хоть и в плюсовой зоне, но исключительно в пределах рынка. Mercedes и BMW, например, фиксируют совсем скромные результаты. Зато на взлете Tesla – продажи американских электромобилей подскочили в Старом Свете в 2,5 раза, на что тут же пожаловались европейские автопроизводители.
Жалобы – тренд последнего времени в ЕС. Противостояние с Россией лишило Европу не только шестого по объему авторынка, но и дешевых энергоресурсов, так что автоконцерны принялись искать по миру новые производственные и торговые площадки. Теснит европейских автогигантов не только Илон Маск, но и Китай: продажи электрокаров из КНР увеличились в ЕС в десять раз за три года. В общей сложности за 2022 год в Европу из Поднебесной ввезено полмиллиона автомобилей. При этом в самом Китае доля европейских машин ежегодно сокращается. Власти Европы уже объявили о необходимости защитить свой авторынок от КНР.
Неожиданный удар по ЕС нанес его бывший участник – Британия. В связи с непростыми временами в стране принято решение отложить отказ от двигателей внутреннего сгорания на пять лет – до 2035 года. Мол, электрификация транспорта и так идет хорошо, ускорять процесс не нужно. Автоконцерны Европы, которые вложили миллиарды евро на перестройку производства под электромобили, отреагировали на новость крайне отрицательно.
Экономические процессы, происходящие в Старом Свете, уже получили уничижительное название – обезжиривание Европы. Правда злорадствовать, особо не стоит. Евросоюз – это объединение очень богатых стран мира. Как говорится, пока толстый сохнет, худой - сдохнет. Однако, очевидно, что в борьбе за мировое лидерство, в том числе автомобильное, Европа стремительно теряет инициативу. Так что выбор между «Мерседесом» и «Хунци» в перспективе может стать нормой не только в России.