Прокатиться на вездеходе непросто не только рядовому автомобилисту, но и профильным экспертам. Во-первых, чаще всего специальные машины не предназначены для дорог общего пользования, во-вторых, для управления нужна соответствующая категория. Да и в целом, тест-драйвы недешевой техники проводятся для потенциальных заказчиков в соответствующих условиях. Прошедшие выходные в Санкт-Петербурге стали редкой возможностью опробовать снегоболотоходы «Архант» и «Пластун», представленные на Арктическом салоне.
Почему именно фестиваль, посвященный Арктике, стал местом показа спецтехники, догадаться несложно. Крайний Север – основное место использования вездеходов в любое время года, учитывая, что Северная столица подобные машины создает и поставляет.
Сначала забираюсь в «Архант». Это не что иное, как модернизированный вариант знаменитого «Шерпа» – снегоболотоход на огромных колесах низкого давления. С момента появления первой подобной модификации машина заметно увеличилась в размерах – высота без малого три метра. Основное назначение – оперативная перевозка грузов и людей по любым поверхностям, в том числе водным. «Архант» хоть и не быстро, но умеет плавать. Убранство внутри добротное, но своеобразное: кабина больше напоминает вертолет, нежели автомобиль.
Еще одна особенность – силовая установка: «Архант» приводит в движение 1.8-литровый турбодизель Doosan. Производителю удалось договориться с Южно-Корейским поставщиком на продолжение совместной работы.
Еще одна интересная модель – гусеничный вездеход «Пластун», также рассчитанный на арктические просторы. Машина по размерам и назначению сравнима с «Архантом», но гораздо привычнее по посадке и вождению. У «Пластуна» четыре двери типа «крыло чайки» и привычный руль, который можно заменить на штурвал. Зачем? Представители компании признаются, что это выбор клиентов – не все покупатели проходят по габаритам.
В недрах «Пластуна» уже отечественный бензиновый мотор от LADA Vesta на 106 лошадиных сил. В целом управление вездеходом привычное, автомобильное. Хотя поворачивает машина по-гусеничному, с рывками, а рычаг механики находится в не самом удобном месте слева, пользоваться им приходится нечасто – по сути, каждая передача предназначена для своей поверхности. На твердом грунте «Пластун» способен разогнаться до 40 км/ч – в условиях бездорожья большего не требуется.
Конечно же, для жителей Петербурга представленные на Арктическом салоне вездеходы – скорее еще один аттракцион. А вот на бескрайних российских просторах, особенно северных – это, по сути, единственный круглогодичный вид транспорта. Добывающие и транспортные компании, пожарные, скорые, МЧС и даже почтовые службы покупают подобную технику целыми автопарками, несмотря на немалую стоимость. Было бы очень интересно опробовать ее в реальном деле.