ЦБ 21.11
$100.22
105.81
ММВБ 21.11
$
<
BRENT 21.11
$73.51
7367
RTS 21.11
811.75
Telega_Mob

Высшая промышленная школа с Викторией Нестеровой: как организовать технологический процесс

Во втором выпуске проекта ВПШ генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о том, что необходимо предусмотреть при планировании производства.

Фото: Business FM Петербург

За последние годы число крупных и средних промышленных предприятий в Петербурге увеличилось на 117, теперь в реальном секторе экономики города работают 867 организаций. Количество малых и микропредприятий в обрабатывающей промышленности выросло на 2 тысячи. На Business FM Петербург продолжает работу Высшая промышленная школа, «занятия» в которой проходят в эфире и на сайте радиостанции. Приглашённый лектор ВПШ – генеральный директор «Фирмы Изотерм» Виктория Нестерова. Требования к вольнослушателям: желание запустить своё производство или стремление вывести уже существующую компанию на новый уровень, а также решимость задавать вопросы. Тема второй лекции — «Как организовать технологический процесс». Соведущий программы — шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.

Максим Морозов: Давайте вернёмся к первому выпуску нашей программы. Мы говорили об этапе стартапа, о самом начале: что необходимо предусмотреть, чтобы написать бизнес-план и стартовать.

Виктория Нестерова: Начинай своё производство, если знаешь рынок и покупателей, если у тебя есть опыт выхода именно на этот конкретный рынок. Проведи полное маркетинговое исследование конкурентов, объёма рынка. Смотри, куда ты выходишь: маркетплейсы либо прямые продажи. Ищи дефицит товара на рынке и иди именно туда. Изучай законы своего рынка, отраслевые особенности. Ищи промышленную площадку под себя, желательно минимум на три-пять лет. Проанализируй доступность кадров в регионе. Найди руководителя проекта, того, кто будет физически организовывать деятельность, руководителя производства.

В первую очередь, увеличивай свои планируемые расходы на два, потому что всё предусмотреть невозможно. Иди в производство, если знаешь, откуда брать финансирование. Разбей производство на этапы, не входи сразу с полным циклом производства, начинай с небольшого. И, конечно, регистрируй товарный знак до выхода на рынок. Нужно защищать своё имя!

Максим Морозов: Это коротко то, что было в предыдущей серии. Сегодня мы говорим о конструктиве и технологическом процессе, планировании производства, а также о сертификации.

Виктория Нестерова: Первое — конструкторская документация, например, рецептура, если это пищевое производство. Это техническая основа, из которой состоит ваш продукт. Это нужно делать на первоначальном этапе составления бизнес-плана.

Максим Морозов: Кто из профильных специалистов здесь должен помогать?

Виктория Нестерова: Конструкторы, технологи, производственники. Если этих сотрудников у вас нет, вы их ещё не наняли, то вы ищите консалтинговые компании. Как только определились, сделали чертежи или рецепт, то появляется основа: ширина, высота, из какого металла мы делаем, каковы его свойства? Мы это визуально представляем. Дальше идёт технологическая документация.

Максим Морозов: Нужно прописать?

Виктория Нестерова: Это обязательно нужно прописать. От этого зависит, какие нужны рабочие, сколько вам нужно времени. Потом вы должны посчитать, сколько продукции вы сможете выпускать в сутки, и от этого, именно от технологического процесса будут зависеть ваши инвестиционные затраты, какое оборудование вы будете покупать.

Максим Морозов: Технологический процесс.

Виктория Нестерова: Технологический процесс — это описание того, как вы производите свой продукт. Какой вы берете материал, на каком конкретно участке его перерабатываете, какие конкретно делаете операции, сколько времени необходимо, какой специалист делает это и на каком оборудовании.

Первоначально важна минимизация технологических потерь, чтобы это было недалеко носить, недалеко возить. Если вы что-то на начальном этапе не будете делать самостоятельно, то нужно понимать, что конкретно вы хотите отдать на аутсорс. Как вы будете это упаковывать, передавать? Если вы всё выстраиваете, 33 раза подумаете над каждым этапом, это в итоге поможет избежать потерь и убытков.

Максим Морозов: К вопросу планирования производства. Здесь, наверное, целесообразно сразу разделить. Производим под конкретный заказ, под заказчика, либо производим на склад?

Виктория Нестерова: С точки зрения маркетинга, это принципиальное отличие. Мы, например, работаем под заказ. Мы на склад не делаем вообще ничего. Я ничего не делаю, пока не получу аванс. Поэтому у меня склада нет вообще. Ваш заказ готов — забирайте. Какие здесь минусы? Например, ко мне сегодня пришло 35 заказов, из них 10 — одних, 15 — других, три зелёные, один трубчатый розовый (спасибо, Галина!) и три угловых. Но это даёт защиту с точки зрения коммерции. У тебя чёткий покупатель, ты делаешь только то, что делаешь. Если мы говорим про стандартные радиаторы, панельные, которые используются в типовом жилье, то там их всего три вида, там совсем другая история. Они всё делают на склад. Сегодня запускают маленькие, завтра — средние, послезавтра — крупные.

Максим Морозов: Потому что там огромные объёмы.

Виктория Нестерова: Огромные объёмы, это стандартная продукция. Она отгружается пачками, тачками, вагонами. Конечно, на начальном этапе, на входе в производство оптимально работать по второму принципу. Когда вы ещё не научились управлять ассортиментной линейкой, лучше, чтобы все-таки было стандартно, спокойно. Производству так проще. Как вы это всё продадите — уже другой вопрос. Тут я делаю и продаю, а тут сделала и не знаю, кому продать. Коммерцию мы обсудим отдельно. Но, с точки зрения производства, проще, когда ты запускаешь производство более-менее стабильно, делишь всё по линейкам.

Максим Морозов: Поговорим про сертификацию и лицензирование.

Виктория Нестерова: У нас в производстве нет деятельности, которая лицензируется, кроме сложных медицинских историй.

На нормативных сайтах есть перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации. Если вы придумали делать тазики либо швейные изделия, вам не нужна обязательная сертификация, должны быть технические условия. Но нужно получать сертификаты на материалы, потому что к материалам тоже есть определённые требования.

Максим Морозов: Сейчас, кстати, в обществе всё чаще говорят: «Давайте откажемся от ТУ и вернёмся к ГОСТам».

Виктория Нестерова: Я только «за». Я своё время я работала главным бухгалтером на кондитерской фабрике. Так после этого я в магазинах не покупаю ничего, что сроком годности больше 48 часов. Обязательная сертификация — это уже совсем другой уровень контроля за твоим производством. Ты не продашь ни одной штуки, пока не получишь сертификат.

Максим Морозов: Есть соблазн чуть завысить показатели своих приборов?

Виктория Нестерова: Мы с этим постоянно сталкиваемся. Ты можешь врать по поводу того, что у «Изотерма» киловатт, а у тебя полтора. У нас есть такие есть конкуренты: у «Изотерма» киловатт, а у меня — два! Знаете, мы купили этот прибор отопления, отдали его в независимую лабораторию, они испытали, и сказали, что там один киловатт. Чем эта история закончилась? Как в русской пословице: то ли он украл, то ли у него украли, но что-то не то. В результате остался шлейф того, что где-то соврали. Никогда так не делайте! Особенно на начальном этапе очень легко будет вас вышибить. Ваш же конкурент купит, испытает, напишет в интернете, что появился новый производитель, у него обо всём наврано. Вы не успеете взлететь и тут же упадёте.

Максим Морозов: Как говорится, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Виктория Нестерова: Абсолютно точно.

Максим Морозов: Подводим промежуточный итог сегодняшнему выпуску, сегодняшней лекции.

Виктория Нестерова: Мы не начинаем проект без наличия полной конструкторской документации и технологических карт на продукцию. Стараемся сразу максимально визуализировать технологический процесс. Если учесть, что к вам придут работать сотрудники из Средней Азии или, как пример, африканцы, которые у меня работают.

Максим Морозов: Весь город уже знает об этом.

Виктория Нестерова: Да. Им будет очень сложно читать тексты технологических инструкций. На каждом рабочем месте должна быть простая схема.

Максим Морозов: Как правила дорожного движения, универсально и понятно.

Виктория Нестерова: Да. Приобретайте оборудование из расчёта умножить на два на производительность. Стоимость оборудования, условно, 1 миллион или 1,3 миллиона — на начальном этапе вам может казаться существенной, но по большому счёту, если учесть, что за 1 миллион он будет производить 100 штук, а за 1,3 миллиона — 250, даже если вы не планируете больше, чем 100 штук. Поверьте моему многолетнему опыту, пройдёт несколько лет, и вы пожалеете о том, что вы купили менее мощную машину.

Заранее продумывайте, как вы будете автоматизировать процесс производства. Если вы изначально поставите CRM-систему для документооборота и условный 1С: ERP для управления производством, сразу всё начнёте делать в этой системе автоматизации, потом будет намного проще запускать и контролировать процесс.

Теперь к нашей постоянной рубрике «Вредные советы». Может быть, даже не надо ездить на производство. Посмотрите видео-презентации ваших конкурентов. Практически все заводы начинают заниматься тщеславием, не понимая, что они растят себе конкурентов. Но здесь можно и так, и так.

Максим Морозов: И полезный, и вредный совет.

Виктория Нестерова: Да, как решите. И, конечно, для того, чтобы начинать технологические, конструкторские разработки, если вы никогда этим не занимались, у вас в сотрудниках уже должен быть человек, который будет руководителем проекта. Это начальник производства, конструктор, технический директор, его можно назвать как угодно. Такие опытные сотрудники дорогие. На первоначальном этапе самое простое — схантить у конкурента.

Ни в коем случае не покупайте поддельный сертификат! Конечно, если набрать в интернете «сертификат», то за пять тысяч рублей «помогут» всё сделать, а за десять — сертификат у вас будет первым января прошлого года. Ни в коем случае не ведитесь на это!

Когда вы выйдете на крупного заказчика, именно этот поддельный сертификат, который вы когда-то использовали, испортит вам репутацию. Ваши конкуренты обязательно сделают всё, чтобы этот поддельный сертификат найти, прийти к тому же самому заказчику и сказать «а эти врут!». И чаще всего, при прочих равных, вас просто не выберут. Вы не выиграете в тендере.

Максим Морозов: Сегодня мы говорили о планировании производства, о сертификации.

Виктория Нестерова: Следующим шагом мы с вами обсуждаем персонал.

Максим Морозов: Если есть вопросы и комментарии, всегда рады! Под публикацией можно оставлять вопросы и комментарии, мы на них реагируем. Виктория отвечает и лично, и в эфире.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

В пятом выпуске проекта Высшая промышленная школа генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о том, что необходимо знать руководителю промпредприятия…
В четвёртом выпуске проекта Высшая промышленная школа генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о специфике продаж в производственном бизнесе,…
В третьем выпуске проекта ВПШ генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о структуре производственной компании, а также о поиске, мотивации и удержании…
Во втором выпуске проекта ВПШ генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о том, что необходимо предусмотреть при планировании производства.

Комментарии

  1. Игорь спб 19 августа 2024, 18:04 # 0
    Добрый день! Извините, вопрос наверное не по теме — про юрисконсульта. Брать в штат или на абонентку? Или привлекать по мере необходимости? У нас швейное производство под спб. Спасибо!!!
    1. Виктория Нестерова 22 августа 2024, 13:09 # 0
      Добрый день! Все зависит от масштаба задач и компании. Если у вас малое или среднее предприятие и в основном стандартные договоры, стандартные сделки, то достаточно просто иметь юриста на абонентке. Согласовали формы договоров (например) один раз и работаем. Если какая-то нестандартная задача или обращение в суд, то тогда привлекайте. Я работаю именно так. Думаю привлекать по мере необходимости или «абонентку» оптимальный вариант.
    2. 812 22 августа 2024, 09:21(Комментарий был изменён) # 0
      Вопрос про сервисную составляющую — сколько закладывать и как на обслуживание оборудования? Спасибо за лекции.
      1. Виктория Нестерова 22 августа 2024, 13:19(Комментарий был изменён) # 0
        Добрый день. Самый простой вариант — математика. Берем ваши фактические расходы на обслуживание оборудования за прошлый период (чем больше период тем точней сумма) и делим на производственную себестоимость (прямые затраты на продукцию). Получаем процент этих расходов в себестоимости. И далее простая калькуляция.
        Можно брать плановые расходы на год (если у вас планируется большой ремонт и вы не хотите из-за этих расходов просесть в прибыли) и поделить на себестоимость планируемого выпуска продукции, определив процент расходов, исходя из плана годового.
        Можно еще проще: подсчитать расходы на содержание оборудования в соотношении к деньгам полученным на счета. И контролировать данные расходы по движению денег. У меня стандартный % из года в год 2-3% на содержание всей технической службы.
        Удачи!
      Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.