ЦБ 21.11
$100.22
105.81
ММВБ 21.11
$
<
BRENT 21.11
$73.51
7367
RTS 21.11
811.75
Telega_Mob

Высшая промышленная школа с Викторией Нестеровой: с чего начать производство

В первом выпуске проекта ВПШ генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о том, что необходимо предусмотреть предпринимателю, который решил открыть промышленное предприятие.

Фото: Business FM Петербург

Уход западных производителей обернулся дефицитом различных товаров, однако предоставил шанс отечественным предприятиям. В связи с импортозамещением Business FM Петербург «открывает» Высшую промышленную школу, «занятия» в которой будут проходить в эфире и на сайте радиостанции. Приглашённый лектор ВПШ — генеральный директор «Фирмы Изотерм» Виктория Нестерова. Требования к вольнослушателям: желание запустить своё производство или стремление вывести уже существующую компанию на новый уровень, а также решимость задавать вопросы. Тема первой лекции — «С чего начать: от замысла до образца продукции». Соведущий программы — шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.

Максим Морозов: ВПШ — это курс полезных программ, который будет выходить на Business FM Петербург. Вместе с Викторией Нестеровой расскажем, как запустить промышленное производство, как развивать этот непростой бизнес, как сделать его прибыльным и масштабировать. Будем рады вопросам и комментариям слушателей и зрителей. Наиболее типичные и острые возьмём в работу, чтобы осветить их в последующих программах. Сегодня поговорим о старте. С чего начать инвестору, будущему предпринимателю, который решил вложить деньги в промышленный бизнес?

Виктория Нестерова:

Чаще всего в производство идут предприниматели, которые долгое время продавали определённые товары или оказывали определённые услуги, то есть уже знакомы с рынком. Человек задаётся вопросом: «Почему бы мне не начать заниматься производством того, что я знаю, куда продавать?»

Максим Морозов: Сейчас ты — собственник, инвестор, ты весь в операционке. Важно ли самому до конца разбираться в продукте, либо ты нанимаешь команду, которая разбирается в продукте?

Виктория Нестерова: Я не верю в промышленников, которые нанимают команду, доверяют ей, и члены команды сами что-то считают. Чаще всего в промышленность идут люди, увлечённые ею, которые хотят заниматься производством.

Максим Морозов: Плюс заказали исследование и удостоверились, что спрос есть.

Виктория Нестерова: Да, исследование — это тоже хорошо. Первое — определяем цену конкурентов. Это делается очень просто, даже не надо платить консалтерам. Вы просто представляетесь заказчиком, вам все производители или все дилеры производителей дают коммерческие предложения, вы их сравниваете и понимаете, какая есть средневзвешенная цена. Здесь есть очень важный момент — маржинальность производственного предприятия. Когда мы в дальнейшем будем говорить про расчёты себестоимости, то нужно запомнить одну цифру.

Нет промышленного предприятия, у которого маржа была бы меньше 40%! Если у вас не будет маржи 40% (напомню, что маржа — это разница между прямыми затратами: стоимостью материалов, зарплатой рабочих, единым социальным налогом и ценой продажи), то производство лучше вообще не начинать. Это минимальный среднестатистический процент, который необходим промпредприятию для дальнейшего развития. Математика простая: берём цену конкурентов, отнимаем 10%, берём себе 40% маржи.

Максим Морозов: Приближаемся к бизнес-плану, но до этого важного документа ещё несколько вопросов. Принципиальный момент — изучение нормативно-правовой базы вашего продукта.

Виктория Нестерова: Да, изучаем законодательную базу. Подлежит ли обязательной сертификации продукт, который вы хотите производить? Есть обязательные требования, ГОСТы, которые вы обязаны изучить. Какие требования к материалам, из которых делается продукт? Какие требования к технологическим процессам? Например, вы никогда не сможете открыть пищевое производство, если решите его построить рядом с кладбищем, потому что есть требования к местонахождению пищевого производства.

Максим Морозов: Производственная площадка.

Виктория Нестерова: Два очень важных момента. Первый момент: очень сложно развивать производство на арендованных площадях. Вас с этого арендованного помещения могут попросить в любой момент.

Максим Морозов: Или чётко прописывать срок в договоре.

Виктория Нестерова:

Минимальный срок аренды — три-пять лет. Не входите в промышленность на краткосрочной одиннадцатимесячной аренде. Идеальный вариант — приобрести недвижимость в собственность.

Максим Морозов: Кадры. Наверное, нет такой отрасли экономики, где нет дефицита кадров, и промышленности это касается в первую очередь.

Виктория Нестерова: Если у вас не будет развозки, к вам вообще никто не пойдёт! У меня завод в Колпино. Мы развозим по Колпино практически до подъезда. Никто не поедет далеко, все будут работать внутри города. Если вам необходимо большое количество людей, к сожалению, без трудовой миграции не обойтись. Подумайте о том, где вы сможете арендовать общежитие для того, чтобы привести к себе мигрантов из Азии.

Максим Морозов: Чтобы они получили регистрацию.

Виктория Нестерова: Да, и чтобы они от вас никуда не уехали. Поэтому лучше всего, особенно в регионах, работает история, когда внутри завода есть общежитие, а также столовая. Рабочие перешли буквально в соседний цех, поработали, пошли в столовую, поднялись на третий этаж и легли спать. Если вы сможете придумать такую историю, будет идеально!

Максим Морозов: Важный вопрос — инвестиции.

Виктория Нестерова: Самый сложный вопрос. Я понимаю вашу улыбку, Максим. Если вы решили начать своё производство, у меня есть совет: не начинайте всё с нуля. У вас не получится получить деньги на открытие производства, потому что дешёвых длинных денег сегодня на рынке нет. Вы, конечно, можете привлечь, например, инвесторов либо партнёров.

Моё личное мнение: всё, что вы начинаете, нужно начинать без партнёров. Когда вы входите в любое партнёрство, нужно думать о том, как вы из него будете выходить. За 10% либо за 20% от вашей доли вам никто не даст много денег. Если к вам и зайдёт партнёр, инвестор, он попросит 51%, чтобы полностью контролировать развитие производства. На 10-20% сейчас никто не согласен. Вариант «раскидать по миллиону» — не работает.

Максим Морозов: С 49% ты сразу в слабой позиции.

Виктория Нестерова: С 49% ты сразу никто. Опасно. У меня есть совет: регистрируйте на себя товарный знак. Одно дело — партнёрство юридического лица, ООО, а другое дело, если у вас есть товарный знак. Ценно, не то, кто и на каком ООО будет делать условный тазик, а ценно то, кто владеет именем этого тазика. Ваши инвестиции будут защищены.

Следующий этап — расчёт. Необязательно, придумав условную батарею, начинать производить её самостоятельно от начала до конца. Очень многие начинающие производственники просто регистрируют свой товарный знак, покупают технологию у конкурентов. Договоритесь с производителем, найдите производителей, например, в Китае. Если это возможно, придумайте какую-нибудь фишечку, отличие, о котором мы говорили. Улучшите качество, покрасьте в другой цвет, сделайте другую упаковку, продумайте, чем ваш прибор может отличаться, и начните производить сами именно это отличие. Не весь прибор, а именно отличие, и начинайте его продавать.

Максим Морозов: Переходим к нашей постоянной рубрике «Вредные советы от Виктории Нестеровой».

Виктория Нестерова: В конце каждой темы буду давать вредные советы. Один из вредных советов на эту тему о том, как вам начать что-либо производить. Импортозамещению открыты все двери. Найдите вашего конкурента, желательно, конечно, европейского, желательно из компаний, которые ушли с нашего рынка. Купите прибор или изделие этого европейского производителя, купите у нескольких конкурентов, сделайте сравнительную характеристику. Проанализируйте. И сделайте своё!

Максим Морозов: Заимствуем лучшие практики.

Виктория Нестерова: Да.

Если будет возможность зарегистрировать полезную модель — обязательно зарегистрируйте её! Это будет значительная защита вашего продукта.

Поэтому вредный совет: импортозамещаемся и выбираем лучшие практики. Ещё один вредный совет. Если вы совсем не знаете, как производить, можно устроиться, поработать на заводе вашего конкурента.

Максим Морозов: «Тайный покупатель».

Виктория Нестерова: «Тайный покупатель». Поработаете на предприятии вашего конкурента, посмотрите, как устроены бизнес-процессы. В итоге может оказаться так, что вы решите вообще не заниматься производством, поскольку это покажется вам очень сложным. Так тоже может быть. С другой стороны, поучиться таким образом, поработав, будет очень полезно для того, чтобы входить в промышленное производство.

Максим Морозов: Подведём промежуточные итоги. В формате тоста, коротко завершаем нашу первую программу.

Виктория Нестерова: Начинайте своё производство, если знаете рынок, если знаете своих покупателей и в состоянии вывести свою зарегистрированную торговую марку на рынок с нуля.

Когда рассчитываете свои расходы, сразу умножайте их на два! То, что вам посчитали консалтеры, увеличивайте в два раза, потому что в процессе запуска расходы будут увеличиваться.

Необходимо понимать, откуда вы будете брать инвестиции. Важно предусмотреть все этапы производства. На начальном этапе нужно сделать максимально подробный бизнес-план по выходу на рынок. И, конечно, необходимо очень хорошо изучить рынок и конкурентов.

Максим Морозов: Если у слушателей и зрителей возникли вопросы, то их можно задавать через наш сайт или в комментариях на YouTube-канале Business FM Петербург, категория 12+. В следующий раз поговорим о процессах производства, технологической подготовке и сертификации.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

В пятом выпуске проекта Высшая промышленная школа генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о том, что необходимо знать руководителю промпредприятия…
В четвёртом выпуске проекта Высшая промышленная школа генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о специфике продаж в производственном бизнесе,…
В третьем выпуске проекта ВПШ генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о структуре производственной компании, а также о поиске, мотивации и удержании…
Во втором выпуске проекта ВПШ генеральный директор «Фирмы Изотерм» рассказывает о том, что необходимо предусмотреть при планировании производства.

Комментарии

  1. Елена СПб 19 июля 2024, 14:41 # 0
    Добрый день! С удовольствием послушала и посмотрела — много полезного. Ваш диалог заставил задуматься, как вы считаете: стоит ли идти учиться на MBA или получить второе высшее? У нас с мужем торговый бизнес, одежда, планируем запустить своё швейное производство. Он технарь, я бухгалтер по образованию. Но понимаю, что для нового направления в бизнесе наших знаний недостаточно. Что бы вы посоветовали? Вуз? Курсы? Бизнес-школа? Или договориться с действующими швейниками, чтобы разрешили посмотреть бизнес- и производственные процессы изнутри? Вам спасибо за полезные знания и ваш опыт!
    1. Виктория Нестерова 23 июля 2024, 14:20 # 0
      Добрый день, Елена! Об этом мы и будем говорить целых 6 месяцев на Бизнес ФМ! :)
      Я не вижу смысла в МВА совсем и второе высшее не поможет, особенно если учесть низкое его качество.
      Для познания технологии — наймите технолога швейника на запуск производства. Перекупите у конкурента. И учитесь вместе с ним. Он вам сам все подскажет как надо. Какое оборудование купить. Какие раскрои как делать. Здесь главное мотивация. Не скупитесь. Не тот случай.
      Просто посмотреть — чтобы скопировать бизнес… я бы не пустила.:). Только как «вредный совет» работает. Можно посетить в качестве промышленного туризма, но думаю так мало поймешь. Только общее представление, но думаю, что вы и так его имеете.
      Для познания бизнес процессов производства лучше всего, на мой взгляд, бизнес клубы. Где есть сообщества производственников и у «своих» всегда можно спросить совета.
      Приезжайте в гости я поделюсь своим опытом, может что-то поможет.
    2. Алексей_812 21 июля 2024, 15:33 # 0
      Добрый день. Вопрос про масштабирование — что, на ваш взгляд, оптимальнее — партнеры в регионах, филиалы, представительства? Или самостоятельная работа из СПб? Спасибо. Программа полезная.
      1. Виктория Нестерова 23 июля 2024, 14:05 # 0
        Добрый день, Алексей. Все зависит от уникальности вашего продукта, доли вашей на рынке и структуры самого рынка. В моем сегменте: стройке, лучше партнеры-дилеры. Они для застройщиков предлагают комплекс товаров и услуг. Не только мои батареи, но и другие строй материалы, а еще и работы по монтажу. Этим они интересны местным застройщикам. Т.е. важно оценить, что является ценностью для ваших конечных покупателей. Если вы в регионах будете ходить своими сотрудниками и предлагать только свой товар… это долго и дорого. Вы заработную плату платите, офис арендуете, а когда продадут не понятно. И кроме того, у меня не получилось настроить грамотный контроль региональных представителей. Все заканчивалось тем, что они пропадали с моим телефоном и ноутом. А исключительно самостоятельно не получится сильно развиться. В каждом регионе свои особенности. Продавать в Ростове, Тюмени или Гроздном — это три разных истории. Так что мой опыт — выгодней дилеры. Ищите сильные компании в регионе и делайте им лучшее предложение по цене, отсрочке и технической поддержке. Обучайте и помогайте.
      2. Игорь 22 июля 2024, 13:38 # 0
        Спасибо за программу! Как утроиться к вам на работу?
        1. Виктория Нестерова 23 июля 2024, 13:50 # 0
          Звоните — пишите! Встретимся обсудим. nesterova@isoterm.ru
        Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.