Речь идет о деньгах, которые граждане задолжали Невскому экологическому оператору за вывоз мусора. Соответствующий конкурс объявили еще в конце января, но кроме ЕИРЦ на него никто не заявился.
Сомнений в том, что именно расчетный центр станет обладателем контракта почти на 1 млрд рублей, у экспертов нет. НЭО и ЕИРЦ связывают тесные отношения. Последний, в частности, сейчас выступает посредником между регоператором и потребителями. Единственное, что пока не ясно – это фронт работ. Известно, что на конец прошлого года по счетам не заплатили более 200 тыс. горожан, но конкретная сумма долгов пока не раскрывается. И этому есть причина, – пояснила в беседе с Business FM Петербург пресс-секретарь Невского экологического оператора Дина Койрес:
Пресс-секретарь НЭО Дина Койрес Если говорить о каких-то конкретных цифрах, то они пока будут не характерными. Санкт-Петербург всего чуть более года назад вступил в реформу и, в целом, услуга впервые появилась в квитанциях, поэтому сейчас говорить о тенденциях преждевременно. Тем не менее, с этого года мы начинаем активно работать с дебиторской задолженностью. До этого мы особо не усердствовали в этом направлении, потому что некоторые жильцы и управляющие компании переходили на прямые договоры, у кого-то были задержки, в связи с тем, что заявок было довольно много, а договорные кампании проводилась в сжатые сроки. Мы начисляли пени, но как таковой работы с дебиторской задолженностью не проводили, но в этом году уже планируем ее начать.
В Едином расчетном центре, в свою очередь, подчеркнули, что готовы справиться с любой нагрузкой. У организации, а точнее одного ее звена в лице «Петроэлектросбыта», уже есть богатый опыт работы с дебиторской задолженностью. Другое дело, что инструментарий, который можно использовать, будет несколько ограниченным. Здесь отключением счетчика проблему явно не решить. Комментирует гендиректор ЕИРЦ Санкт-Петербурга Денис Шабарин:
Генеральный директор «ЕИРЦ «Петроэлектросбыт» Денис Шабарин В городе с деятельностью «Петроэлектросбыта» все были знакомы. Мы не ходили по квартирам, долги не выбивали. Это, во-первых, досудебная работа. Это обзвоны, напоминания, SMS. Бывают люди, просто забывают заплатить. Это, конечно, дает наибольший прирост собираемости, где-то около 80-85%. Есть люди, которым не помогают напоминания, соответственно, если в электроэнергии это, в первую очередь, рубильник, то в других видах услуг - судебные приказы, судебная работа. На этом все. Никаких там методов коллекторов мы не используем. Это их ниша, пусть они и работают.
Особой разницы, кто будет «выбивать» из неплательщиков долги, нет, - считает координатор движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша. По ее мнению, бороться надо не со следствием, а с причиной. И здесь во главе угла стоят тарифы за вывоз мусора, которые давно вызывают массу критики со стороны петербуржцев:
Координатор экологического движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша Возможно, если бы система обращения с отходами была построена более эффективно, то с неплатежами за отходы была бы другая история. Если кто-то, например, не платит, потому что у него нет денег, то что тут сделаешь? Они точно также не платят за свет и газ. А если человек не платит из принципа, потому что он, например, мало производит отходов, а кто-то много, но им выставляют одинаковый счет, то это другая история. Мы пропагандируем идею о том, что насчитывать надо по факту. Сколько произвели, столько и заплатили. Тогда у людей есть рычаг. Люди ставят счетчики, например, и знают, что если они выключают свет, то меньше заплатят, если экономят воду, то меньше за воду заплатят.
Заинтересованность ЕИРЦ вполне на поверхности. Как пишет «Деловой Петербург», он будет получать 11,5% от суммы всех платежей, поступающих в счет оплаты пеней, и еще около 13% от взносов, перечисляемых на оплату задолженностей, погашенных в ходе досудебной работы. По некоторым оценкам, итоговый доход может превысить 10 млн рублей в год.