Ранее предполагалось, что сознательные граждане будут снимать нарушения ПДД на камеру и отправлять снимки в ГИБДД с помощью специального приложения. Соответствующие поправки в КоАП правительство внесло в Госдуму еще в 2017 году, но развития идея тогда не получила. В 2021 году на это обратил внимание президент, поручив завершить работу над документом к июню 2022 года. Парламентарии свои выводы сделали. Инициатива, по их мнению, содержит ряд недочетов, которые могут привести к возникновению спорных ситуаций и нарушению прав граждан. Кроме того, только на разработку специализированного софта потребуется выделить из бюджета около 3 млрд рублей. Мнение автоэксперта Дмитрия Попова:
Отметим, что это не первая подобная инициатива. Например, в столице давно действует приложение «Помощник Москвы», которое позволяет привлекать к ответственности паркующихся под запрещающими знаками или на газонах. Именно эту практику планировалось масштабировать на федеральный уровень, разрешив гражданам фиксировать проезд на красный свет и игнорирование знаков. Идея пришлась по душе и чиновникам Смольного. В 2021 году в ГАТИ начали проработку технических вопросов для создания специализированного софта на смартфон. В итоге проект так и не получил развития, а власти решили сконцентрироваться на создании парка патрульных автомобилей с установленными комплексами фото- и видеофиксации. Мнение председателя комиссии по транспорту Заксобрания Петербурга Алексея Цивилева:
У экспертов, к слову, есть альтернативное предложение. Так, мобильный софт может быть разработан исключительно для должностных лиц, которые и так занимаются выявлением недобросовестных водителей. Они могли бы пользоваться им как в рабочее, так и в не рабочее время, обнаружив то или иное нарушение, например, по дороге домой. Вместе с тем, ГИБДД и сейчас использует жалобы граждан для возбуждения административных дел. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, только за 2022 год инспекторы пресекли около 650 тысяч нарушений по информации, полученной по телефону или в соцсетях, из них 7% – это управление автомобилем в нетрезвом виде и 5% – нарушения правила перевозки детей.