В ближайшее время страна может столкнуться с ростом числа авиакатастроф, предупредили в Профсоюзе летного состава России. И причина не только в дефиците деталей для самолетов, но и в некомпетентности части персонала, а также отсутствии должной ответственности. Неменьшая проблема, по мнению специалистов, заключается в том, что представители отрасли не спешат говорить правду о реальном положении вещей.
Экспертов, конечно, можно было бы обвинить в необоснованном нагнетании ситуации, но есть один нюанс. Всего за две недели января российские СМИ насчитали с десяток различных инцидентов, так или иначе связанных с самолетами, в том числе произошедших в Петербурге. Вспомнить хотя бы Superjet, который выкатился за пределы взлетной полосы в Пулково с пассажирами на борту. Вероятной причиной тогда назвали плохие метеоусловия. Есть, впрочем, и другие примеры. Так, в августе 2022 года борт, выполнявший рейс в Екатеринбург, вернулся в Северную столицу из-за некорректной работы датчика механизации крыла. Проблемы будут усугубляться, заявил в ходе пресс-конференции в НСН вице-президент Профсоюза летного состава России Олег Буленков:
Вице-президент Профсоюза летного состава России Олег Буленков Воздушное законодательство, регулирующее безопасность полетов, не существует само по себе. Оно работает во взаимодействии с другими правовыми полями: трудовым, страховым, пенсионным, уголовным и другими. Также оно сильно зависит от экономики. Как я вижу, все они, в рамках обеспечения безопасности полетов, не гармонизированы и живут сами по себе. Если коротко, то плохое состояние безопасности полетов упирается в три вещи – некомпетентность, отсутствие полноценной ответственности и боязнь говорить правду. В рамках производственных отношений никто не захочет остаться без работы, поэтому люди, даже имеющие компетенцию, как правило, говорят руководству то, что оно хочет услышать. К сожалению, даже обоснованная критика воспринимается как желание что-либо или кого-либо опорочить. Для безопасности полетов это просто убийственно.
Напомним, что Международная организация гражданской авиации в сентябре 2022 года снизила почти на четверть свою оценку летной годности отечественных авиакомпаний. На официальном сайте организации напротив строки с надписью «Россия» стоит красный флажок. Такой до недавнего времени был только у южноазиатского королевства Бутан. Больше всего вопросов у ICAO вызывает двойная регистрация бортов, но упоминаются и технические аспекты. Ремонт – это сегодня серьезная головная боль. Некоторые перевозчики уже начали разбирать часть авиапарка на детали. Мнение гендиректора компании «РЕК Аэроспейс», главного конструктора самолета-амфибии Бе-200 Александра Явкина:
Гендиректор компании «РЕК Аэроспейс», главный конструктор самолета-амфибии Бе-200 Александр Явкин Запчасти и прочее – это продолжение нахождения выхода из эксплуатации иностранной авиатехники. Я могу сказать сразу, что нарушение заданного разработчиками способа обслуживания и поддержки не может вести к повышению уровня безопасности полетов. Точно так же, как автомобилисты, которые лишатся сертифицированных станций техобслуживания, поставки нужных запчастей, масел и прочее. Это мы все уже пережили, когда сидели в ямах под машинами и крутили гайки, что-то искали, добывали. Не может это вести к улучшениям.
В Росавиации, в свою очередь, ранее подчеркнули, что санкции не влияют на безопасность полетов. Заявление стало ответом Еврокомиссии, которая в середине прошлого года включила российские авиакомпании в так называемый «черный список». Как отметили в ведомстве, это решение свидетельствует о политике дискриминации и является нарушением положений международного авиационного права. Также чиновники пообещали неизбежные ответные меры в отношении профильных предприятий государств-членов ЕС.