Эпоха всемирной цифровизации находит своё отражение и в финансовой сфере, и, поскольку право является «живой» системой, которая отвечает потребностям общества, законодатели всех стран мира стремятся к созданию механизмов, направленных на регулирование цифровых активов и криптовалюты. Российский законодатель не является исключением. 1 сентября вступили в силу важные масштабные изменения в ряд профильных законов.
Указанные изменения разрешают использование криптовалют при проведении расчетов, а именно — криптовалютных торгов и внешнеторговых расчетов в рамках экспериментального правового поля. Кроме того, в правовое поле введено понятие «майнинг» — добыча криптовалют.
Регулятором по вопросам экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке стал Центробанк. Теперь в рамках экспериментальных правовых режимов под контролем Центробанка российские экспортеры и импортеры смогут использовать цифровую валюту при проведении расчётов с зарубежными контрагентами по внешнеторговым договорам. Первые экспериментальные трансграничные платежи в криптовалюте, согласно опубликованным заявлением Центробанка, ожидаются уже до конца 2024 года. Кроме того, Центробанк имеет право утвердить экспериментальные правовые режимы для проведения отечественных биржевых криптовалютных торгов.
С 1 ноября 2024 года вступают в силу положения Федерального закона, регулирующие ведение реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и реестра операторов майнинговой инфраструктуры, а также закрепляющие требования к лицу, организующему деятельность майнинг-пула.
Добыча криптовалют будет разрешена российским юридическим лицам и ИП, внесенным в специальный реестр, находящийся ведении Министерства цифрового развития. Кроме того, нововведениями предусмотрена возможность регистрации в качестве операторов майнинговой инфраструктуры.
Физическим же лицам (в пределах установленных Правительством РФ лимитов на энергопотребление) разрешено заниматься майнингом без регистрации в реестре. При этом, все майнеры будут обязаны сообщать о добытой криптовалюте и своих криптокошельках в «уполномоченный орган, определенный Правительством». Указанный орган пока не определен.
В таком уведомлении необходимо будет указать адрес-идентификатор, которым признается уникальная последовательность символов для учета операций с цифровой валютой.
Посредники, осуществляющие деятельность на рынке цифровой валюты (например, организацию майнинг-пула при распределении цифровой валюты), обязаны соблюдать требования «антиотмывочного» законодательства, включая идентификацию клиента или выгодоприобретателя, оценку совершения подозрительных операций, и, при необходимости, уведомление Росфинмониторинга.
Не смогут заниматься майнингом лица с неснятой или непогашенной судимостью за некоторые категории преступлений. Запрет распространяется и на тех, кто находится в списке экстремистов и террористов, а также на юридические лица, находящиеся под их руководством.
Кроме того, бизнесу запрещается совмещать осуществление майнинга цифровой валюты с деятельностью по передаче электрической энергии, деятельностью по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, деятельностью по производству или купле-продаже электрической энергии.
Правительство РФ также вправе установить запрет на занятие майнингом в отдельных субъектах РФ или на отдельных их территориях. В случае нарушения такого запрета по решению суда могут последовать в виде уменьшения присоединенной мощности вплоть до полного отсоединения энергопринимающих устройств от электросети.
Граждане России вправе покупать и продавать криптовалюту, пользоваться привычными обменниками, криптосервисами и биржами. При этом, установленный ранее запрет на прием криптовалюты в качестве оплаты товаров, услуг или работ, сохраняется. Кроме того, запрещена реклама криптовалют, а также товаров, работ и услуг, связанных с криптообменом.
Закон вводит понятия иностранных цифровых прав: обязательства и иные права, выпуск, учет и обращения которых осуществляется в информационной системе, организованной не в соответствии с российским правом. Иностранные цифровые права не могут приобретаться физическими лицами - гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативным актом Банка России.
Предполагается, что использование цифровых активов и цифровой валюты, среди прочего, позволит снизить санкционное давление и преодолеть некоторые ограничения во внешней торговле.
В настоящее время в судах рассматривается немало споров, предметом которых является криптовалюта. В качестве допустимых и относимых доказательств по сделкам купли-продажи криптовалюты суды принимают скриншоты страниц с сайта blockhain.info (Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2024 N 306-ЭС24-17634 по делу N А65-17014/2023).
Стремление государства определить «правила игры» на рынке цифровой валюты обусловлено объективными требованиями финансово-технического рынка. Тщательно продуманная законодательная стратегия в данной области необходима для устранения рисков незаконного использования криптовалюты и создания благоприятного правового поля для дальнейшего развития цифровых технологий.