4 ноября 1714 года Петр I издал указ «…о привозе на речных судах и сухим путем на возах, приезжающих к Санкт-Петербургу, по определенному числу диких камней». Они нужны были для мощения улиц, на которых на тот момент царила грязь непролазная.
Даже главная магистраль новой столицы — Невская першпектива — представляла собой грунтовую дорогу, которая после сильных дождей становилась практически непроходимой. По московскому образцу мостовые пытались облагородить досками, положенными на горбыли. Но сырой петербургский климат не оставлял дереву шансов.
Доставкой материала для ремонта дорог обязали заняться приезжающих в город. По царскому распоряжению с каждого воза взималось по три камня весом не менее пяти фунтов каждый (это примерно по два килограмма), а с речного судна — до тридцати камней весом по десять фунтов. Хотя и с большой неохотой, но повеление выполнялось. Тем более, что за невыполнение указа предполагался приличный штраф — за каждый не довезенный камень взыскивалось по гривне. Действовал указ почти 60 лет. При этом, несмотря на количество материала, ремонт мостовых производился кое-как, дороги постоянно приходилось переделывать. Спустя век в 1820 году главные улицы Петербурга, включая и Невский проспект, были замощены торцами — шестиугольными деревянными колодками. Такая технология позволяла обеспечить плавное и бесшумное движение транспорта, а также добавила эстетики и комфорта для горожан. Это дорожное покрытие применялось вплоть до 20-х годов XX века.
А петровская практика в середине XIX века была применена в Одессе, где власти города предложили купцам и шкиперам привозить вместо балласта камни, пригодные для мощения улиц. Так что можно сказать, несмотря на все сложности, петербургский опыт в вопросе мощения улиц прошел проверку временем.