Промышленность Петербурга адаптировалась к новым экономическим условиям и находится на траектории роста, заявили в Смольном. Предприятия реального сектора экономики вносят примерно 40% в формирование доходной части бюджетов всех уровней, при этом в городе работают более восьми тысяч компаний-экспортёров. Тем временем, в Заксобрании Петербурга планируют сформулировать понятие «ресторан», чтобы законодательно отделить его от так называемой «наливайки». Работу «наливаек» в жилых домах существенно ограничат, на рестораны данные меры распространяться не будут. И, наконец, после многочисленных скандалов с самокатами кикшеринговые компании организовали собственные патрули: инспекторы, аналогичные ГАИ, выписывают штрафы нарушителям, рассказали «Известиям» операторы. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с президентом Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимиром Катенёвым.
Максим Морозов: За последние годы число крупных и средних промпредприятий в Петербурге увеличилось на 117. Теперь таких организаций 867. Однако, практически все столкнулись с острым дефицитом кадров. В чём вам видится выход из ситуации?
Владимир Катенёв: Выход, по сути, только один — повышение производительности труда. Выработка на одного работающего в денежном, в товарном эквиваленте. По этому показателю мы опережаем многие страны мира, в том числе азиатские и другие, где валовый региональный продукт может составлять от тысячи долларов в год на одного работающего, что ни о чём. Но мы видим, как отстаём от развитых стран, у которых производительность труда и выработка на одного работающего в несколько раз выше, чем у нас.
Главный секрет заключается в повышении производительности труда.
Приведу простой житейский пример. Я как-то иду через Таврический сад. В начале сада всё убирают 10 садовников, а в другом конце — один, но на машине, ездит и делает то же самое. Это пример разного подхода. Также и в строительстве, и в промышленности.
Максим Морозов: Владимир Иванович, загибаем пальцы. Высокая ключевая ставка, серьёзная конкуренция с компаниями из дружественных стран. Какие протекционистские меры может принять государство для поддержки отечественных предприятий?
Владимир Катенёв:
Главная мера протекционистской поддержки — это постановление Правительства России №719, которое говорит о формировании реестра производителей и реестра продукции, выпускаемой российскими предприятиями.
Мы, как Торгово-промышленная палата, участвуем в формировании этого реестра. Суть заключается в том, что компания подтверждает, что то или иное изделие: машиностроение, мебельная промышленность, электроника, судостроение — это наша технология, наше оборудование, наши комплектующие. Таким образом, мы говорим о том, что эта продукция является продукцией российского происхождения. Сегодня госкомпании, госкорпорации и государственные учреждения имеют право закупать для своих нужд продукцию только из этого реестра. Это главный механизм протекционизма.
Максим Морозов: Продолжаем разговор. В Законодательном собрании Петербурга планируется сформулировать понятие «ресторан», чтобы законодательно отделить его от так называемой «наливайки». Каким должно быть регулирование в данной сфере?
Владимир Катенёв: Максим, это очень болезненная тема. Буквально недавно в Палате был большой круглый стол, собрались представители Законодательного собрания и ресторанной отрасли. Обсуждалось, что по требованию многих объединений — жилкомсервисов, товариществ собственников жилья — граждане Санкт-Петербурга предлагают ограничить продажу алкоголя в ресторанах до 10 или максимум до 11 часов вечера. Предлагают ограничить продажу в местах общественного питания в ресторанах, которые находятся в жилых домах, а таких у нас абсолютное большинство. Это обсуждение довольно болезненно для многих ресторанов и кафе, потому что, например, гостиницы могут продавать алкоголь.
Я видел проект, который обсуждают законодатели. В нём пытаются ввести стандарт того, чем ресторан отличается от рюмочной в микропомещении. Суть, как я понимаю, в том, что если собственник ресторана сделал хорошее, дорогое заведение, у него работают штатные сотрудники, то он не заинтересован в конфликте с местными жителями. Понятие «ресторан» даст некоторое преимущество в этой идеологической борьбе.
Максим Морозов: Владимир Иванович, какой зарубежный опыт организации работы общепита и розничной продажи алкоголя можно заимствовать, чтобы не изобретать велосипед? Владимир Катенёв: Я считаю, что вы поднимаете абсолютно правильный вопрос. Когда мы что-то изобретаем, надо посмотреть, что в мире уже сделано, и как это работает. Если говорить о продаже алкоголя, например, в Финляндии, то у них государственная монополия на продажу алкоголя, алкоголь продают только специальные магазины. Насколько я помню, в воскресенье все эти магазины закрыты. Время ограничено, по-моему, восемью часами вечера, но это про продажу в магазинах. У нас, кстати, было много споров на предмет автозаправочных станций. На заправках алкоголь запрещён.
Существует, например, мощное лобби владельцев АЗС, которые предлагают снова разрешить продажу алкоголя на заправках. Якобы водитель — человек ответственный. Тема довольно больная. Не стоит забывать, что у АЗС падают доходы, их ограничивают в повышении розничной стоимости бензина.
Максим Морозов: Третий вопрос, который успеваем обсудить: кикшеринговые компании организовали в Петербурге собственные патрули. Инспекторы, аналогичные ГАИ, выписывают штрафы нарушителям. Как, на ваш взгляд, организовать движение самокатов, чтобы в городе стало безопаснее и комфортнее?
Владимир Катенёв: Вопрос сложный.
Я несколько лет жил и работал в Москве, могу сказать, что там даже в центре города, где оживлённое движение, во многих местах выделены специальные полосы для велосипедов и электросамокатов.
Конечно, для этого вида транспорта нужно выделять отдельные полосы, чтобы там ехали только они. Во многих местах даже на тротуаре идёт разметка, что эта часть тротуара только для самокатов или велосипедов, а эта — только для пешеходов. Понятно, что в Санкт-Петербурге, особенно в историческом центре, это сделать трудно, но я считаю, что в новых районах это нужно вводить в виде нормативов при строительстве дорожной сети. В центральных районах — где возможно. Если невозможно, значит делать запрет. В моём понимании, ехать на электросамокате по Невскому проспекту нереально, что бы мы ни делали. Если только не делать выделенную полосу, что создаст проблемы для других видов транспорта. Надо думать над ограничением скорости для тех самокатов, которые выдаются в аренду. Запрещать — не самый хороший вариант, потому что это удобный, интересный и комфортный вид перемещения.
Максим Морозов: Согласен, предстоит найти непростой компромисс.