Согласно законопроекту, который планируют внести в Госдуму, соответствующее решение будут принимать региональные власти. Взамен они обязуются компенсировать организациям недополученные доходы.
Насколько справедливой окажется сумма компенсации — пока вопрос без ответа. А это, пожалуй, самый важный пункт. Как отмечают сами авторы думской инициативы, сегодня УК попросту невыгодно брать в управление здания, которые находятся в плачевном состоянии. Это априори грозит убытками. В итоге там не проводится текущий ремонт, замена коммуникаций и тому подобное. Проблема еще и в том, что почти 90% аварийных домов в стране заселены, что подтверждает статистка Росстата. Актуально это и для города на Неве, продолжает руководитель департамента «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец:
Руководитель департамента «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец Это вынужденная мера, и она действительно будет как-то регламентировать действия управляющих компаний в жилом фонде, который находится в аварийном состоянии. Безусловно, собственники помещений, проживающие в аварийном фонде, — это одна из самых недисциплинированных категорий населения. В связи с тем, что недосбор очень высок, а состояние многоквартирного дома вызывает большое количество вопросов, то управляющая компания хотя бы должна осуществлять действия по предупреждению угрозы жизни и безопасности людей. Поэтому обязать управляющие компании можно, что в принципе и делается во всех регионах, но управляющие компании очень сильно этому сопротивляются. Отсюда фальсификация всевозможных протоколов, якобы по смене управляющих компаний. В результате дома приходят еще в более плачевное состояние.
Напомним, что еще в 2022 года жилищный комитет Петербурга заявил о намерении расселить более 800 000 квадратных метров проблемного жилья к 2025 году. Сейчас в городе официально признаны аварийными 17 жилых объектов, однако, по словам экспертов, на самом деле их намного больше. Нюанс в том, что внести дом в соответствующий реестр крайне проблематично из-за бюрократии, которая во многом обусловлена нежеланием профильных чиновников брать на себя лишнюю нагрузку. Учитывая низкие темпы расселения, это вполне объяснимо. Например, к концу года Смольный планирует вычеркнуть из списка всего восемь зданий. Мнение депутата Заксобрания Петербурга Михаила Амосова:
Депутат Заксобрания Петербурга Михаил Амосов Массового характера проблема в Петербурге не носит. 17 домов, даже если это цифра приуменьшенная, — это все равно мало. Есть регионы, где гораздо выше доля таких объектов. Но, тем не менее, кое-что мы про это можем сказать. Мы понимаем, что вот этот механизм, он, наверное, может работать только в отношении государственных управляющих компаний. Вот их можно заставить, но с этим, вроде бы, и не было проблем. С другой стороны, когда выделяются государственные деньги, то всегда встает вопрос, как их будут тратить, насколько всё это будет прозрачно, обоснованно, кто это проверит. В общем, здесь может быть и какая-то коррупционная составляющая.
К слову, еще в 2019 году Госдума приняла закон, который регламентирует расселение аварийных домов. Сейчас собственники квартир в проблемных объектах могут получить субсидии на приобретение жилья или компенсировать проценты по ипотечным кредитам. Для этих целей используются федеральные средства. А в 2023 году депутаты предложили установить трехмесячный срок на расселения аварийных зданий, но эта инициатива не нашла поддержки у большинства парламентариев.