Почему отечественные энтузиасты упорно пытаются сделать именно электромобиль?! Не гибрид, не газовую машину, не водородную, а именно электрическую — не самый подходящий для наших условий транспорт? Ответ представителей «Атома» был логичен и закономерен, хоть услышать хотелось немного другое.
Электромобили — это мировой тренд, их делают все. А это значит, что на рынке есть отработанные и доступные технологии, поставщики, инженеры и IT-специалисты, программные решения и всё остальное. Остается просто посмотреть, отобрать лучшее, что-то адаптировать, что-то переделать, что создать с нуля. Но в целом, есть примеры — не надо идти по полю из граблей. Равнение на лучших создатели «Атома» не скрывают: на парковке офиса весь цвет мирового электромобилестроения, который был внимательно изучен. «Это резко сокращает и объем инвестиций, и время разработки. Обычно на создание подобного проекта уходит пять лет, а мы справляемся чуть больше чем за два», — не без гордости говорят в «Атоме».
В штаб-квартире «Атома» стоят макеты и рабочие каркасы будущей машины, на каждом из которых отрабатываются свои решения. Один — для улучшения эргономики, на втором проверяют работу всевозможной электроники и так далее. Неудачные решения отметаются. Например, инженеры перебрали семь вариантов рулей-дисплеев, прежде чем прийти к удобному. Кроме того, была создана аж дюжина «мулов», на которых оттачивают поведение машины на дороге.
Инженерных центров — четыре: в Москве, Набережных Челнах, Санкт-Петербурге и китайском Нанкине. Каждый занят своим делом. Представители «Атома» кстати, не скрывают, что проект не полностью российский — без иностранных поставщиков не обходится. Но основная работа ведется именно российской командой. Концепцией, оригинальным дизайн-проектом, всей программной частью, включая операционную систему, а также большей частью инженерии занимаются отечественные специалисты. Замах и разнообразие впечатляет: управления по проводам, режим беспилотника, полный привод с двумя моторами и выбор кузовных модификаций — от «каблучка» до семейного «хэтча».
Главное, что запоминается в гостях у «Атома», — огонь в глазах молодой команды. Видно, что все искренне верят в проект, не обращая внимание на скепсис. Правда, задачи у «Атома» поначалу всё-таки будут коммерческие: основная клиентура — такси, каршеринг и доставка. Рассчитывают в компании и на государство. Проектная цена поднялась до диапазона 3-4 миллиона рублей, а это значит, что для подстегивания спроса потребуются субсидии. Результата ждать осталось недолго: первая партия тестовых «Атомов» появится на дорогах через год.