Сегодня роскошные продукты принято разделять на классические и экспериментальные или эфемерные. К классическим относят те предметы, дизайн и качество которых проверено и подтверждено годами: классический дизайн легендарных сумок, очков, платков и прочих аксессуаров, коктейльные платья, где лидирует маленькое черное, трикотажные твин-сеты, элегантные туфли-лодочки, стандартные ювелирные украшения и часы с историей. Короче, золотой стандарт роскошного мира.
К экспериментальным или эфемерным продуктам в мире роскоши сегодня принадлежит все самое острое и актуальное: текстильные сумки, трусы в стразах, как верхняя одежда, уродливые кроссовки и другие предметы из категории ugly shoes, часы-скелетоны, разноцветные носки с классическим костюмом. То есть все то, что модно здесь и сейчас, а завтра мы будем вспоминать об этом с недоумением: а что так действительно было?
Новейшие исследования в социальной психологии роскоши выяснили политическую подоплеку таких предпочтений. Оказалось, что консерваторы и либералы по-разному потребляют роскошь: первые стремятся к роскоши, потому что она позволяет им отличаться от других членов социальной иерархии и поддерживать свои убеждения о легитимности иерархии, а вторые — предпочитают неиерархическую дифференциацию через уникальное и творческое (обычно нероскошное) потребление.
То есть консерваторы придают большее значение поддержанию статуса и проявляют большее стремление к предметам роскоши и брендам, их символизирующих. А либералы, особенно наделенные властью, стремятся к экспериментальной или эфемерной роскоши из-за своей способности удовлетворять потребности уникальности.
Однако на межличностном уровне потребление предметов роскоши может иметь неблагоприятные социальные издержки. Потребители предметов роскоши воспринимаются как менее дружелюбные и менее общительные, поскольку считается, что они пытаются управлять впечатлениями о самих себе. Доказано, что люди, носящие предметы роскоши, менее привлекательны в качестве новых друзей, однако воспринимаются в крайне выгодном свете в качестве экспертов.
И как же здесь не вспомнить слова, ошибочно приписываемые Черчиллю: «Кто в молодости не был либералом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет мозгов». Фраза принадлежит Бенджамину Дизраэли и очень точно отражает очередной парадокс роскоши.