Помимо ухода из страны легкового подразделения Ford и дела против компании «Рольф», сильно печальных новостей нет, правда и радоваться особо нечему. Интересны структурные изменения. Оказалось, что по разнообразию новых автомобилей авторынок вернулся к показателям 2005 года.
Итак, по официальным данным автолюбитель сегодня может выбирать из 275 разных моделей 48 автомобильных марок. Это мало, такой скудный выбор у россиян был 15 лет назад. Только за последние 5 лет иностранные автобренды вывели из России 126 моделей. И причин тому, на самом деле, несколько.
Первая – двукратное падение спроса, вызванное двукратным же ростом цен из-за обвала курса рубля 2014 года. За бортом рынка тут же оказались все нишевые модели, непрактичные модификации и специфические классы машин, вроде кабриолетов.
Вторая причина – всплеск популярности кроссоверов. Именно сегмент SUV нужно винить в гибели класса компакт и минивэнов, а также среднеразмерных седанов и универсалов, от которых сегодня остались крохи. Ну и третья причина: российский клиент сегодня стал куда более разборчив и привередлив, чем 5 и, тем более, 10 лет назад.
Совмещая факторы, получаем, что почти половина продаж автомобилей в России сегодня приходится всего на 14 моделей 8 марок! А остальная половина - на оставшиеся 260.
Для дилеров сообщаю: если в вашем портфеле нет брендов Lada, Hyundai, Kia, Volkswagen, Renault, Skoda, Nissan или Toyota на массовые продажи можно не рассчитывать. Причем в структуре продаж каждой из этих марок кассу делают две-три модели из всей линейки. У Lada – это «Гранта» и «Веста». У Hyundai – «Солярис» и «Крета». И так далее. Например, суммарные продажи Camry и RAV4 вдвое превосходят реализацию остальных девяти моделей Toyota вместе взятых.
Исключение из всего этого списка – автомобили премиум-марок, которые, как обычно, имеют другие, часто неподвластные кризисам, тенденции продаж, клиентскую специфику, имиджевые тренды и, конечно, маржинальность.
Если прогнозировать на ближайшее будущее, то сокращение общего модельного ряда российского авторынка, скорее всего, продолжится. В этом году еще смело вычитаем шесть моделей Ford. Продажи снова официально приостановил SsangYong. В состоянии комы находятся Ravon и Chrysler.
В общем, глобализация не сработала. На коне сегодня только те, кто сопоставил автомобильные вкусы россиян с их кошельком.