Напомню, что питерская площадка теперь абстрактно называется ООО «Автозавод Санкт-Петербург», причем на фасаде больше нет никаких опознавательных знаков — как в фильме: чтоб никто не догадался. Нового китайского партнера заводчане тоже не называют, хотя всем, само собой, известно, кто это. Непростые времена, увы, вынуждают на соответствующие действия.
Руководит предприятием новый директор Иван Миронов, который спокойно и открыто отвечал на все вопросы прессы. Метод сборки машин пока самый простой: в полностью готовый кузов вставляют двигатель, заливают масло, а снизу прикрепляют переднюю и заднюю подвески. Без учета мелочей, собственно, всё. Локализация пока нулевая. Переход на отечественные комплектующие — задача ближайшего будущего. Начнут с самого простого: на X-Cross 7 скоро появятся российские аккумуляторы, шины и стекла.
Сам завод не претерпел никаких особых изменений со времен «Ниссана». Более того, заводчане подчеркивают, что, по сути, продолжают работать по стандартам, заложенным еще японцами. Всё оборудование, включая роботов-доставщиков запчастей, осталось от сбежавших бывших партнеров.
Удалось сохранить и костяк сотрудников — 1 300 человек. Средняя зарплата — 118 000 рублей. В перспективе вернуть на работу всех — это около 1 700 специалистов. Но это — когда заработает полный цикл сборки машин. Пока часть цехов закрыта, а сам завод работает на четверть от своих возможностей.
Ускорить восстановление производства должен спрос. Первая партия из 10 000 кроссоверов уже готова. План — собрать до конца 2024 года 25 000 авто. Но это в идеале. Первый месяц реализации пока ажиотажа не вызвал, в первую очередь, из-за цены.
На помощь X-Cross 7 осенью должна прийти вторая модель. Тоже кроссовер, причем с полным приводом и, видимо, выше классом. Но, соответственно, и дороже.
Руководство предприятия подчеркивает, что автозаводы сегодня — не просто сборочные площадки, а социальные объекты, поэтому многие процессы работают не для прибыли, а для людей. Расчет и на помощь государства. Например, ведутся переговоры о закупках машин с госструктурами Северной столицы. Кроме того, немалая часть кроссоверов уйдет в такси и каршеринг. Заводчане в будущее смотрят с оптимизмом: «Иначе, какой смысл тогда работать», — говорят они. Настрой поддерживаем.