Сбой в системе обучения, вызванный пандемией, затронул более 1,5 млрд человек в 190 странах мира. Такие данные приводятся в исследовании ООН. Общей статистики относительно бизнес-образования нет, однако, по данным SuperJob, в 2021 году 60% российских работодателей заявили, что наличие диплома MBA у сотрудника важно для их компании. О том, как рынок дополнительного профессионального образования трансформируется под влиянием коронакризиса шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову рассказала директор Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета Яна Клементoвичус.
Максим Морозов: Яна, здравствуйте!
Яна Клементовичус: Здравствуйте, Максим!
Максим Морозов: Как пандемия и самое главное – ограничения – повлияли на рынок дополнительного профессионального образования? Можно ли говорить о перетоке, о падении спроса? Как он трансформируется?
Яна Клементовичус: Хотела бы поблагодарить всех слушателей, которые сейчас завершают свое обучение и оказались с нами вместе в этот непростой период. Они стали теми, кто сохранил доверие, интерес к дополнительному профессиональному образованию. Если говорить о Высшей экономической школе, то мы испытали как раз сохранение интереса и по отдельным направлениям видим даже определенный рост. Мы перестроились достаточно быстро. Техническая база университета позволила практически за две недели перейти в режим удаленного обучения.
Максим Морозов: Все-таки, о трансформации рынка.
Яна Клементовичус: Структура рынка поменялась, конечно. Поменялось соотношение между игроками. Не все даже крупные уважаемые бизнес-школы смогли адаптироваться к этому режиму проведения занятий. Это же не только материальная база, техническое оснащение, но и готовность кадрового состава, преподавателей. Непросто научиться пользоваться техническими средствами. Необходимо также перестроить свои курсы. Второй момент, что за это время, и это очень сильно повлияло на целое направление, государство стало выделять различного рода программы поддержки, приглашая на обучение не только госслужащих или представителей из госсектора, но и людей из частного сектора. Это, с одной стороны, положительный эффект. С другой стороны, это перегрело рынок по определенным направлениям, потому что появилось очень много программ. Не всегда можно было оценить их качество.
Максим Морозов: С какими сложностями столкнулась Высшая экономическая школа? Как вы их преодолевали?
Яна Клементовичус: Для нас, наверное, самая большая сложность была –оценить восприятие информации аудиторией, слушателями. Лично могу сказать, что пережила достаточно непростое состояние, когда все стало меняться. Вопрос первый – чему же мы будем теперь учить? Как можно перейти в совершенно другую реальность, которую никто не понимал. Здесь пришлось, как говорится, поработать над собой, собраться с коллегами, провести не один мозговой штурм, отработать разные процессы, бизнес-процессы. Мы тоже живем в этих категориях.
Максим Морозов: Как трансформировался запрос? Может быть, на фоне пандемийных ограничений стали актуальными определенные курсы, программы? По обратной связи вы фиксируете интерес в каких-то программах?
Яна Клементовичус: Мы сделали несколько очень интересных креативных программ, связанных с тренинговым форматом, с развитием личностно-деловых компетенций. Мы нашли и эту нишу. Помогли слушателям учиться работать на этой коммуникативной волне, в режиме онлайн. С другой стороны, очень большой пласт программ, курсов, связанный с развитием эмоционального капитала в режиме онлайн не дает той глубины, которая существует в аудитории.
Максим Морозов: Личный контакт.
Яна Клементовичус: Конечно. Мы нашли альтернативу, нашли решение, но пришлось некоторые типы компетенций отложить в сторону, оставить до других времен. По целому ряду программ у нас были сформированы группы, слушатели ждали, но они говорили: «Мы хотим быть в аудитории, мы будем ждать». И я очень рада, что по целому ряду направлений группы открылись, как только режим выхода в аудиторию был разрешен.
Максим Морозов: Все равно одно дело – лекционные занятия, когда все слушают лектора, а другое дело – семинарские. Организовать дискуссию, когда вы все удаленно… Технические сложности, перебивать друг друга, спорить…
Яна Клементовичус: Не соглашусь. Это элемент этики поведения в режиме онлайн, этому тоже надо учить. Как раз формат проведения, отработки навыков общения в таком режиме, как раз нам и позволил принести что-то полезное, ценное, интерактивное.
Максим Морозов: То есть параллельно еще один навык.
Яна Клементовичус: Да, конечно. Мне кажется, еще надо отметить: многие говорили, писали, что остались в программе и это позволило им не чувствовать себя в изоляции. Для многих остановка профессиональной деятельности…
Максим Морозов: Это психологически трудно.
Яна Клементовичус: Да, стала ограничителем. То, что они остались в учебном процессе…
Максим Морозов: Поддержало их.
Яна Клементовичус: Да, конечно.
Максим Морозов: Яна, трансформируется ли, либо пока еще только обсуждается два принципиальных вопроса – это продолжительность обучения и стоимость в связи с переходом в онлайн? Сейчас вынужденный переход, а может быть, если стратегически смотреть, технологии развиваются, мы в целом переходим в онлайн, экономим время, ресурсы.
Яна Клементовичус: Не соглашусь, что затраты для нас снизились. Они в отдельных случаях, наоборот, повысились, потому что…
Максим Морозов: Бизнес-версию ZOOMа нужно оплачивать преподавателю.
Яна Клементовичус: Такие затраты тоже есть. Они в совокупности не маленькие. Это и нагрузка на технических специалистов. Это усиление технический базы.
Максим Морозов: Защита, работа с персональными данными.
Яна Клементовичус: Очень много всего. Вообще другой формат работы с информацией. Это перестройка очень многих курсов.
Максим Морозов: В связи с этим, как меняется продолжительность и стоимость обучения?
Яна Клементовичус: В прошлом году мы чуть-чуть понизили стоимость. О чем говорили слушателям. Это было очень корректное понижение. Сейчас мы вернулись к нашему состоянию предыдущего периода. Мы не делали никаких резких телодвижений, потому что запрос на программы сохраняется. Очень активно работает корпоративный сектор. Он расширялся. Мы как раз приняли на себя очень много программ, которые не смогли поддержать другие провайдеры обучения для крупных корпоративных заказчиков, поэтому у нас в этом направлении было очень активное развитие. Что позволило нам разработать сразу же целый ряд очень интересных программ. Второй момент – мы благодаря этому формату вышли в регионы, но сохранили контактное обучение. Это не дистанционное обучение, это именно контактное обучение.
Максим Морозов: Что имеется ввиду? Гибридное?
Яна Клементовичус: Это обучение, когда мы используем формат видео-конференции, но сохраняется полный объем общения с преподавателем, и работа идет в групповом формате с интерактивными различными формами обучения. Мы нашли то, каким образом можно переместиться из аудитории в виртуальный формат, не теряя в качестве, насыщенности информации, объеме знаний, навыков и в их отработке.
Максим Морозов: Есть ли пожелание от слушателей скорее вернуться в очный, привычный формат? Либо распробовали, что называется, плюсы дистанционки?
Яна Клементовичус: Мы такой опрос проводим регулярно. Не скажу, что они абсолютно равные, но есть три четкие группы: центральные…
Максим Морозов: Центристы.
Яна Клементовичус: Которые говорят: «Мы готовы и к этому, и к этому формату». Есть группа, которая увидела для себя огромные плюсы в таком формате. И есть группа, которая сказала: «Ну, слава богу, наконец-то, мы начнем нормально жить». Вскрылось еще очень много других моментов. Многие говорили о том, что дети оказались дома, борьба за компьютер, а тут еще мама или папа должен учиться, и он тоже борется за свой компьютер. Это тоже должно учитываться. Не все могут самоорганизоваться и полностью освободить свое пространство для участия в таком виртуальном формате общения. Многие, конечно, предпочитают вернуться в аудиторию.
Максим Морозов: Как со стажировкой?
Яна Клементовичус: Это один из вызовов, с которыми мы столкнулись. Успешно, могу сказать, его пережили. В наших корпоративных программах, программах MBA это было обязательное условие участия слушателей в стажировках. У нас состоялись зарубежные стажировки, были приглашены представители российских компаний. С точки зрения знаний это даже было с плюсом, потому что мы смогли подключить уникальных экспертов, которые находились географически в разных концах света. Конечно, это было очень информативно. Чего не хватило? Когда выезжаешь в рамках стажировки в зарубежную страну, ты погружаешься в культуру, ты видишь корпоративную культуру, ты можешь проникнуться, увидеть, как организована работа людей на местах. Конечно, эти нюансы были недоступны. Надеюсь, что найдем и другие форматы, чтобы компенсировать рано или поздно.
Максим Морозов: Традиционно, Яна, есть возможность всех пригласить на день открытых дверей, присоединиться к команде Высшей экономической школы.
Яна Клементовичус: Да, Максим, 20 мая в режиме онлайн, в виртуальном формате мы будем проводить в очередной раз день открытых дверей. В 18:30. Это формат, который позволит узнать больше о нас, познакомиться с руководителями программ, и в режиме онлайн получить ответы на вопросы. Ответы подтвердят слушателям, что они могут прийти, учиться и получить знания, навыки, которые были бы им полезны для их карьерного развития. Регистрация, конечно, обязательна на сайте hes.spb.ru. Возрастная категория 12+. Будем рады всех видеть!
Максим Морозов: Яна, большое спасибо.
Яна Клементовичус: Спасибо, Максим.