ЦБ 03.12
$61.77
64.99
ММВБ 03.12
$62,00
<65,00
BRENT 03.12
$85.42
5276
RTS 03.12
1107.55
Telega_Mob

ЯНА КЛЕМЕНТОВИЧУС: О наиболее востребованных программах бизнес-образования

Интервью с директором Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета Яной Клементовичус.

Фото: Business FM Петербург

Стратегический менеджмент, маркетинг, финансы и информационные технологии стали наиболее популярными специализациями по программам MBA с начала 2022 года. Такие данные по результатам социологического опроса привёл портал «MBA в Москве и России». Также растёт спрос на обучение управлению человеческими ресурсами. Как в связи с санкционным кризисом корректируются программы дополнительного бизнес-образования и их стоимость, а также в чём заключается запрос работодателей, в том числе – из сферы малого и среднего предпринимательства – шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову рассказала директор Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета Яна Клементoвичус.

Максим Морозов: Мы говорим о программах дополнительного образования, о бизнес-образовании. Первый вопрос связан с тем, как меняются потребности компаний, работодателей в связи с социально-экономической, политической волатильностью?

Яна Клементовичус: Сейчас меняется абсолютно всё.

Дополнительное образование – одна из возможностей работы с коллективом для того, чтобы сформировать уверенность, обрести новые ориентиры для развития и помочь сотрудникам войти в новую реальность более подготовленными, с новыми знаниями, придать импульс развития своей компании.

Максим Морозов: Что значит «новая реальность»? Я знаю, допустим, что некоторые адвокатские бюро даже вводят практику санкционного права, потому что их клиенты, доверители сталкиваются с тем, что наложили санкции либо общий негативный экономический фон, и они задаются вопросами: «Как выживать, как строить бизнес?». Насколько гибкая программа, как она корректируется под влиянием событий, которые мы наблюдаем?

Яна Клементовичус: Если говорить об обучении управлению, менеджменту, то в большинстве случаев, когда ставится вопрос развития бизнеса, ситуация преодоления разного вида барьеров для выхода компании на новые рынки, для начала работы с продукцией, новыми направлениями, развитие потребительских групп – это всегда преодоление барьеров. Санкции — это максимальный барьер. Поэтому если говорить со стороны менеджмента, то это, скорее, то, чему учат всегда, просто санкции являются яркой концентрацией наиболее негативного контекста внешнего окружения для компании. Но если возвращаться к идее новой реальности, то она, наверное, наступила намного раньше. Очень многие изменения происходят в разных отраслях, они носят сквозной характер. Многие компании уже давно задумались о том, что необходимо меняться и искать новые формы работы с персоналом, по-другому управлять персоналом, по-другому развивать персонал.

За последнее время мы видим большой интерес со стороны именно корпоративного сектора, работодателей, которые задумываются о том, что надо большое внимание уделять развитию персонала, адаптации к новым условиям.

Если говорить о санкциях, наверное, здесь для российских бизнес-школ, российского бизнес-образования сейчас очень хорошие условия доказать свою дееспособность. Что скрывать, раньше очень многие сегменты закрывали зарубежные школы, которым больше доверяли, считали, что они лучше, что они знают что-то такое, чего не знаем мы. Сегодня мы понимаем, что наоборот.

Максим Морозов: Импортозамещение и здесь.

Яна Клементовичус: Да. Слава богу, за последние десятилетия сформировались российские бизнес-школы, которые достойно выдерживают удар и отвечают на него.

Максим Морозов: Расскажите, пожалуйста, о наиболее востребованных программах в корпоративном сегменте.

Яна Клементовичус: Это программы, связанные с развитием управленцев. Хотя в последнее время мы продолжали развивать программы MBA, развивать программы в формате школы управленческого мастерства, которая получила очень хороший отклик.

В последнее время особенно крупные заказчики стали брать программы для того, чтобы отстроить целое функциональное направление. Например, берём бухгалтерский учёт, в котором происходит много изменений: перестраиваются различные системы учета, изменяется законодательство. Крупный заказчик принимает решение, что надо выровнять знания в этой области.

Максим Морозов: Это одна программа.

Яна Клементовичус: Это большой блок. За последнее время мы, кроме традиционных программ (а традиционными я называю практически все программы под функциональное направление), в общей сложности ежегодно реализуем порядка 250 программ. Поэтому сейчас назвать, какая наиболее востребована – тяжело. Поскольку они повторяются каждый год, значит, отвечают на определённый запрос. Что нового?

В этом году мы совместно с нашими партнёрами из бизнеса подготовили к старту осенью две программы по IT-направлению. Это менеджер IT-проектов и бизнес-аналитик.

В разработке программ участвовали практики из IT-сектора, наши партнёры. Мы увидели, где можем усилить наши компетенции, объединить их и сделать эти программы – ещё раз подчёркиваю, не по направлению менеджмента, а именно по направлению IT.

Максим Морозов: Достаточно актуальная тема, даже Петербургский экономический форум в этом году делает ставку на IT-сектор.

Яна Клементовичус: Безусловно. IT-сектор — очень интересное направление, которое органично развивается. Мы говорим о том, что этим сектором надо управлять, этот сектор надо продвигать, администрировать, управлять финансовыми потоками, выстраивать очень специфическую логистику. Очень много интересных вопросов.

Максим Морозов: Сколько длится курс переподготовки, MBA? Сколько он стоит, каков диапазон?

Яна Клементовичус:

Традиционно программы профессиональной переподготовки стартуют в октябре и длятся в среднем 9-10 месяцев. Если говорить о программе MBA, то классическая схема — два года.

Люди, как правило, совмещают обучение с работой, поэтому здесь мы не спешим. Знания должны уложиться, человек должен их принять, освоить. Поэтому MBA — это более длительная такая модель обучения. По ценам…

Максим Морозов: Как пандемийный и санкционный кризисы скорректировали ценообразование в целом на рынке? Как в динамике меняется стоимость в среднем, на что ориентироваться? Очень дорого — это иногда отпугивает, очень дешево — иногда кажется, что демпинг, и там тоже возможны подводные камни. Какая золотая середина?

Яна Клементовичус: Здесь мы остаёмся в достаточно консервативной позиции.

Наше преимущество заключается в том, что мы бизнес-школа, которая работает в рамках Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Для нас, безусловно, вопрос затрат также актуален как для любой структуры, но всё-таки иногда мы можем идти, больше отвечая на запрос рынка, нежели ставя высокую планку прибыли. Мы занимаем консервативную позицию. Мы сильно не повышали цены, была небольшая корректировка с учётом скорее тех подвижек, которые за последнее время сделали наши партнёры-конкуренты. Насколько это дорогое образование? Мы больше задумываемся о качестве. За последнее время очень многие организации, которые предлагают программы дополнительного образования, очень сильно сократили количество часов, довели его до минимума, очень упростили образовательный процесс и, соответственно, скорректировали затраты.

Наша цель в том, чтобы человек, приходя на обучение, реально получил новые знания и вышел с совершенно другим багажом знаний, навыков и контактов.

Конечно, для этого требуется определённый временной период, это и оправдывает все стоимостные рамки.

Максим Морозов: Принято считать, что дополнительное образование, MBA, переобучение могут себе позволить в основном крупные компании. Тем не менее, бизнес-образование со временем становится всё доступнее, в том числе, доступнее для малого и среднего бизнеса. В чём запрос от представителей МСП? Как быстро они смогут почувствовать эффективность от того, что кто-то из менеджмента, из сотрудников прошёл переобучение? Поскольку это малый бизнес, он, конечно, в большей степени ориентирован на результат, на эффективность, потому что для МСП это серьёзные затраты.

Яна Клементовичус: Справедливо внести уточнение, что сейчас, наверное, мы находимся в паритете: корпоративные заказчики и открытый рынок. Может быть оплата как от физического лица, так и от работодателя. Очень много компаний, которые представляют сектор малого и среднего бизнеса. Но не только. Здесь, наверное, идея в другом. Когда мы говорим о корпоративных заказчиках, то программы формируются пакетом. А здесь точно также приходят представители самых разных сфер, которых может быть один или два, но это может происходить на регулярной основе, каждый год мы знаем, что организация кого-то отправляет. Да, бюджеты не столь велики, но есть некоторая преемственность, и это подтверждает то доверие, которое компания оказывает нам. Не стоит забывать, что кроме программ, которые формируются со стороны корпоративных заказчиков и программ для открытого рынка, есть ещё президентская программа «Подготовка управленческих кадров». Кстати, сегодня эта программа стала очень хорошей формой, которая в наибольшей степени отвечает на запрос этого сегмента. Хотела бы пригласить всех желающих познакомиться поближе с нашими программами 19 мая в 18:30 в Высшую экономическую школу СПбГЭУ на день открытых дверей.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

С 2019 года более тысячи малых и средних предприятий Ленинградской области с помощью регионального правительства заключили 229 экспортных контрактов на…
Какие финансовые инструменты покупки коммерческих помещений наиболее востребованы сегодня? Рассматривается ли возможность предоставления бонусов собственникам…
Какие характеристики объекта коммерческой недвижимости можно назвать обязательными, а какие факультативными, если рассматривать с точки зрения получения…
Как со временем меняется набор локаций, наиболее привлекательных с точки зрения покупки там коммерческой недвижимости в инвестиционных целях? На какие…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.