В конкурсе «Экспортёр года» в Петербурге могут принять участие малые и средние компании со штатом не более 250 человек и оборотом до двух миллиардов рублей. Однако, крупные предприятия также имеют возможность подать заявку: такие соискатели автоматически попадают на окружной этап конкурса, а в рамках регионального могут стать победителями в специальных номинациях. Заявки принимаются до 1 апреля, а сам конкурс пройдёт 22 апреля. Подробнее о предстоящем событии шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову рассказала генеральный директор «Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта» Надежда Ларионова.
Максим Морозов: Мы с вами говорим о конкурсе «Экспортёр года» в Петербурге. Давайте немного расскажем о его истории, когда он появился, какие цели поставлены перед организаторами конкурса?
Надежда Ларионова: «Экспортёр года» — это всероссийский конкурс. Региональный этап «Экспортёра года» в Санкт-Петербурге проводится более пяти лет, но раньше он проводился исключительно как региональный этап. Третий год он проводится как этап всероссийского конкурса. В настоящий момент Российский экспортный центр является оператором конкурса в масштабах всей страны, проводит конкурс на окружном этапе и на всероссийском этапе. Наш «Центр поддержки экспорта» проводит региональный этап.
Максим Морозов: Можно сказать, что вы региональный оператор конкурса?
Надежда Ларионова: Да. Мы отбираем лучших экспортёров по итогам прошлого года в Петербурге.
Максим Морозов: Сразу возникает вопрос: есть ли комиссия, жюри, критерии, по которым вы отбираете? И сколько экспортёров, из которых выбираете лучших?
Надежда Ларионова: Выбираем из всех желающих. Заявку может подать любая компания, которая занималась экспортом в предыдущем году, независимо от объема экспорта, от географии. У нас разные номинации: есть номинации отраслевые, а есть номинация, например, «Прорыв года». Как правило, в этой номинации стать победителями могут компании, которые только в прошлом году начали экспортную деятельность.
Максим Морозов: Насколько справедливо? Например, есть экспортёр, условно средний бизнес, который экспортировал в Казахстан, тоже ведь формально экспорт в рамках СНГ, а другой куда-нибудь «за три моря», в Венесуэлу. Вроде бы, процессы отличаются и с точки зрения логистики, и с точки зрения экономики, но они вроде бы на равных.
Надежда Ларионова: Определение победителя проходит по ряду показателей, в том числе, включается география экспорта, количество стран. Мы, конечно, не учитываем удалённость стран, в которые экспортируется продукция, тут, скорее, экспортёр сам выбирает, куда ему выгоднее экспортировать – в Казахстана или Венесуэлу. Для нас имеет большее значение, как показатель, количество стран, в которые компания экспортирует. Учитывается объём экспорта, если участник может экспортировать в Венесуэлу в больших объёмах, то мы это только приветствуем. Кроме того, я уже сказала, что у нас есть разные номинации, среди них – отраслевые. В этих номинациях больше учитывается доля экспорта продукции по указанной номинации.
Максим Морозов: Что даёт участие в конкурсе? Не то, что повесить в офисе диплом, а на практике?
Надежда Ларионова: На региональном этапе предусмотрены призы. При этом за две ключевые номинации «Экспортёр года» и «Прорыв года» у нас достаточно хороший, лакомый приз — бесплатный индивидуальный стенд на международной выставке. Компания может принимать участие как за рубежом, так может быть и международная выставка на территории Российской Федерации. Мы, как «Центр поддержки экспорта», обеспечиваем для победителя оплату расходов за бронирование площади, застройку стенда, при необходимости оплату переводчиков, а компания тратится только на командировочные расходы.
Максим Морозов: Не могу не спросить у вас об общеэкономической ситуации, поскольку вы находитесь внутри экономики, общаетесь с компаниями, которые занимаются экспортом. Сейчас активизировалась программа импортозамещения, и вроде бы, с одной стороны, произведённый внутри России товар сейчас должен находиться внутри страны, потому что он будет более востребован, мы замещаем импорт. Тем не менее, для органичного развития экономики необходимо развивать и экспорт. Что говорят сами участники рынка, какой у них горизонт планирования, на какие факторы они опираются?
Надежда Ларионова: Мы ежедневно общаемся с большим количеством компаний, которые традиционно занимаются экспортом и привыкли делать ставку на это направление своей деятельности. Сейчас курсовая разница также стимулирует компании к тому, чтобы не ставить на этом направлении крест, точку или запятую. В основном, все всё-таки надеются либо в ближайшее время восстановить экспорт, либо его поддержать, либо через какой-то период к нему вернуться с новой географией. Сейчас меняется география экспорта, экспортеры всё больше ищут партнёров в новых странах, смотрят неожиданные рынки. На текущий момент есть небольшой период затишья, он связан, как раз, с тем, о чём вы сказали, с импортозамещением. Экспортные контракты, как правило, предполагают, что продукцию предварительно нужно произвести, для этого нужно завезти импорт. Сейчас компании приоритетно решают данные проблемы, но при этом планируют развивать экспорт и дальше, после того, как произведут продукцию. Мы надеемся, что экспорт останется и будет развиваться.
Максим Морозов: Останется важной составляющей городской экономики. На такой духоподъемной ноте предлагаю закончить. Надежда, спасибо!
Надежда Ларионова: Спасибо, Максим!