Доходы петербургского бюджета будут ежегодно увеличиваться примерно на 7%, что позволит наращивать расходы на развитие города. В целом за три года власти планируют вложить в развитие более 1 триллиона рублей. В числе приоритетов — транспорт, образование, здравоохранение и социальная поддержка граждан. Также власти планируют окончательно решить вопрос «наливаек», работающих по двойной лицензии, которая сегодня позволяет торговать алкоголем днём — в магазине, а ночью — в баре. Параллельно депутаты ведут работу с коллегами из Госдумы и Минстроя по поправкам в федеральное законодательство о комплексном развитии территорий. В числе предложений — наделить регионы правом определять «географию расселения», предоставлять участникам КРТ помещения большей площади и увеличить продолжительность голосования собственников. Подробнее об этом — в эксклюзивном интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с председателем Законодательного собрания Александром Бельским.
Максим Морозов: Бюджет делится на две большие части — бюджет содержания и развития. Как со временем будет меняться пропорция, учитывая, что необходимо делать ставку на развитие Петербурга?
Александр Бельский: Если говорить о бюджете, который внесён сейчас, то пропорция будет увеличиваться в сторону развития. Не так, как бы нам хотелось, но, понятно, что мы находимся в определённой экономической ситуации. На бюджет развития заложено около 23%.
Максим Морозов: Какой вам видится идеальная пропорция между бюджетом развития и содержания?
Александр Бельский:
Бюджет развития должен находиться в пределах от 20% до 30%. Он не может быть, например, 50%: иначе не будет хватать денежных средств на всё остальное.
Кроме того, определённые деньги, которые закладываются на развитие, например, детских садов и школ, подразумевают под собой не только строительство. Дальше стоит вопрос о содержании.
Максим Морозов: Как пропорционально в бюджете будет меняться процент выделяемых на строительство метро средств?
Александр Бельский: Уже сейчас мы тратим на строительство метро больше денег, чем в предыдущие годы. Например, отремонтировали ещё два проходческих щита. Мы планируем пропорционально увеличивать денежные траты и работать в этом направлении.
Сегодня требуются дополнительные средства, которые, хотелось бы, чтобы выделялись не только из бюджета Санкт-Петербурга, но и из бюджета страны. Это связано со строительством метро, в том числе в районе Пушкина и аэропорта.
Чтобы мы могли полноценно и быстро развиваться, необходимо привлекать, в том числе федеральные деньги и проекты. Что касается часто задаваемого вопроса: появится ли альтернативная компания, которая займётся строительством метрополитена? Да, она может появиться.
Максим Морозов: На каком этапе находятся переговоры?
Александр Бельский: Мы будем двигаться в этом направлении, исходя из того, будут ли задействованы прямые федеральные деньги или, как говорил Николай Викторович Линченко, привлечение дешёвых федеральных денежных средств.
Мы видим, какие сейчас ставки: фактически невозможно кредитоваться даже для того, чтобы строить метрополитен. Как только у нас будут появляться новые возможности для дальнейшего строительства, появится и новая подрядная компания. Её появление — это вопрос ближайших нескольких лет.
Максим Морозов: Сейчас невозможно говорить о формировании бюджета вне контекста предстоящей налоговой реформы. Какими могут быть риски для наполняемости бюджета в связи с корректировкой или увеличением налоговой нагрузки?
Александр Бельский: Мы разговаривали с комитетом финансов и с профильным губернатором. На данный момент, на наш взгляд, налоговая реформа не окажет влияния с точки зрения, например, увеличения наполняемости бюджета или ухудшения ситуации. Конечно, перераспределение между разными статьями налогов может произойти.
В целом на бюджет Санкт-Петербурга налоговая реформа практически не повлияет.
Максим Морозов: Поговорим о поддержке промышленности и предпринимательства и суммах, которые заложены в бюджете на ближайшие три года. По сравнению с предыдущими годами, докапитализация Фонда развития промышленности символическая: в районе 300 миллионов рублей. При этом сами промышленники говорят о потребности в нескольких миллиардах. Почему было принято такое решение? Как будет меняться сумма докапитализации, поскольку это принципиально важно в свете форсированного импортозамещения?
Александр Бельский: Для фондов мы исходим из возможностей, которые есть у города на сегодняшний момент. Что касается производителей: они получают достаточно большие преференции, в том числе на федеральном уровне. Открыта большая программа финансирования и, насколько мне известно, больше половины предприятий Санкт-Петербурга участвует в таких программах.
Со своей стороны мы стараемся работать точечно: не говорить о промышленности в целом, а смотреть на те направления, которые проваливаются тем или иным образом, которым тяжело работать в сегодняшней экономической ситуации. Мы оценивали потребности и возможности, исходя из этих факторов. Поэтому произошедшая докапитализация не такая существенная, как в предыдущий период.
Максим Морозов: Вторая важная тема, которая активно обсуждается уже, наверное, две недели с подачи губернатора Вологодской области Георгия Филимонова. Он заявил, что планирует обратиться к депутатам Законодательного собрания Вологодской области по вопросу радикального сокращения времени продажи алкоголя по будням — с 12 до 14 часов. Губернатор мотивирует это «вымиранием населения Русского Севера». Откликнулись и в Государственной думе: некоторые депутаты говорят, что нужно сокращать время продажи алкоголя во всех субъектах примерно по тем же причинам, что и в Вологодской области. Как вам такой подход?
Александр Бельский: Каждый регион может выбирать сам. Теперь федеральное законодательство позволяет это делать. Пока у Петербурга такой потребности нет. Мы не видим, что это серьёзная демографическая проблема для города и что она связана с употреблением алкоголя. Очень важен момент, связанный с существованием определённой культуры употребление алкоголя. В Петербурге она есть. У нас есть заведения. Мы, в свою очередь, ведём их мониторинг. Сейчас у нас лежит закон о «наливайках», который бы регламентировал их работу и превратил их из магазинов, в которых можно приобрести алкоголь после 23 часов, в заведения для отдыха. Поэтому здесь всё во многом зависит от культуры пития. Наверное, на северных территориях с этим есть проблемы, которые требуют радикальных мер. В Петербурге же такие разговоры пока не ведутся.
На данный момент мы не рассматриваем вопрос о сокращении часов продажи алкоголя в дневной период.
Максим Морозов: Тем не менее рассматриваются поправки, которые будут регулировать продажу алкоголя в «наливайках» или «псевдобарах». В том числе, с помощью ряда критериев планируется отделить недобросовестных участников рынка от добросовестных. Среди них наличие кухни, повара в штате, двух санузлов. Однако есть заведения, которые работают по двойной лицензии: и розничного магазина, и заведения общепита. Как быть с этой проблемой?
Александр Бельский: Мы хотим отделить эти вопросы.
Должна выдаваться одна лицензия: либо на одно, либо на другое. Наша основная задача — отделить одно от другого. Не должно быть продажи алкоголя после 23 часов: это запрещено законом. Сейчас есть лазейка, которую мы должны убрать.
Мы вошли в диалог, создали рабочую группу и общаемся с коллегами, в том числе из бизнеса, чтобы от тех норм законодательства, которые мы планируем вводить, не пострадали добросовестные предприниматели. Это непростая работа. Занимаемся этим уже полгода, прошли достаточно большой путь. Но это не значит, что завтра мы выдадим закон.
Максим Морозов: Какие перспективы?
Александр Бельский: Мы хотели бы поработать в этом направлении до конца года. В следующем уже выйти на принятие решения, которое, конечно, не сможет устроить всех. Здесь мы идём с точки зрения справедливого подхода.
Максим Морозов: В законопроекте прописываются критерии для микро- и малого бизнеса: например, обязательное число штатных единиц и внутренняя инфраструктура. Они направлены на легализацию и обеление рынка. Но даже для добросовестного бизнеса это всё равно — дополнительные расходы. В какой мере учитываются эти риски?
Александр Бельский: Мы не можем учитывать все риски бизнеса. Наша основная задача — заботиться о гражданах. Что касается развития бизнеса: к этому вопросу мы относимся с пониманием. Именно поэтому мы и включили предпринимателей в рабочую группу. Но это не значит, что мы будем рассматривать то, что связано с их затратной частью. Это их вопрос. Если затратная часть повышается, значит необходимо повышать доходную часть. Это бизнес, и мы здесь не советчики.
Когда государство начинает вмешиваться в бизнес, он сразу умирает. Мы можем только определить правила. Может что-то поменяться: кто-то закроется, кто-то придёт и откроет новое заведение. Это жизнь.
Максим Морозов: Что включает в себя законопроект Заксобрания Петербурга о поправках в федеральное законодательство КРТ? Есть федеральный рамочный закон, согласно которому каждый субъект может настроить, прописать дополнительные социальные гарантии на уровне своего законодательства. Зачем вносить поправки в федеральное законодательство от Петербурга, если это можно абсолютно законно прописать на уровне субъекта?
Александр Бельский: Мы не можем прописать некоторые вещи, поэтому обращаемся к федеральному законодателю. Для нас важными критериями являлются те, которые касаются переезда: человек должен находиться на территории, как минимум, того же района, если не муниципалитета. Следующий важный момент, который мы никак не можем внести на своём уровне, это информирование о том, что дом попал в закон о КРТ. Важно сделать не так, как это происходит сейчас: если ты не отследил вовремя и не подал информацию о том, что дом не хочет участвовать в КРТ, его включают автоматически. Наоборот. Нужно, чтобы включали, если граждане этого хотят. Важен вопрос, связанный и с собранием собственников. Чтобы не происходило так, как это зачастую бывает с управляющими компаниями.
Чтобы прояснить все вопросы, мы ведём диалоги с Минстроем и другими министерствами, депутаты Государственной Думы тоже подключены. Хорошо помогают Тетердинко, Боярский, Романов, Николай Валуев. Хоть Валуев и не является депутатом от Санкт-Петербурга, он — собственник жилья, которое может попасть под закон КРТ. Поэтому он нам помогает.
Максим Морозов: Как планируется учитывать «географию расселения»?
Александр Бельский: Мы бы хотели, чтобы она осталась в рамках района как минимум. Это связано с тем, что есть социальные группы, ветераны, у которых есть поликлиники, социальные работники. Они привыкли к одному району, понимают, где что находится. Поэтому не хотелось бы, чтобы они все меняли локацию. В то же время, когда мы говорим о законе о КРТ и видим, как он работает в Москве, там строятся дома больше 22 этажей, в которые, как правило, расселяют всех, кто хотел бы остаться в том или ином районе Москвы. Мы не можем строить такие дома. Это не совпадает с высотным регламентом нашего города.
Для нас очень важна территориальность, «география расселения». Это может изменить только федеральный законодатель.
Максим Морозов: Граждане, которые не поддерживают законодательство о КРТ или отрицательно относятся к обсуждаемой редакции законодательства, назовём их условно «КРТ-скептиками», говорят, что поправки — технические. Допустим, прописан срок проведения общих собраний, который увеличен с 60 до 90 суток. Однако не прописана обязанность использовать максимальный срок, и инициатор может использовать минимальную границу и провести собрание. В этом смысле «КРТ-скептики» не чувствуют дополнительной защиты.
Александр Бельский: Мы включили всех желающих в штаб по КРТ. Понятно, что все тысячи предложений свелись к небольшому количеству. Мы не можем учесть всё. Но мы постараемся максимально использовать и учесть всё, что нам даст федеральный законодатель. На своём уровне мы постараемся максимально обезопасить жителей нашего города. Для нас важно, чтобы они определили эти критерии. Уже потом, если у нас появится возможность, мы сможем дополнительно решить на своём уровне, чтобы успокоить людей, которые настроены скептически.
Максим Морозов: Законодательное собрание не в первый раз обращается с поправками в федеральное законодательство. В прошлый раз федеральные коллеги отклонили поправки петербургских депутатов. В чем вы принципиально не сошлись и что будете корректировать в связи с их пожеланиями?
Александр Бельский: Было очень много технических вопросов, связанных с тем, что мы недостаточно хорошо проработали поправки с министерствами. В своём ответе федеральный законодатель базировался не на собственном мнении, а на мнении профильных министерств, которые выступали с теми или иными доработками. Сейчас мы их сделали.
Мы получили вопросы, которые не устроили министерства. Прежде чем снова вносить инициативы в федеральное законодательство, прорабатываем вопросы напрямую с министерствами. Сейчас у нас очередная итерация. Надеемся, что продвинемся в этом направлении.
Максим Морозов: В КРТ всегда три стороны. Это сами собственники или наниматели жилых помещений, город как регулятор, а также инвесторы, которые будут реализовывать проекты. В какой мере инвесторы будут заинтересованы участвовать в проектах КРТ? Не отпугнёт ли их то, что законодательство так сложно прописано?
Александр Бельский:
Я с самого начала говорил, что закон о КРТ — очень сложный закон для Петербурга. Сейчас я не вижу, каким образом он может заработать с экономической точки зрения, не вижу перспектив того, что у нас появится инвестор, и мы начнём работать в этом направлении. Нет такого динамического роста, как в Москве, с точки зрения строительства и увеличения цены. Это же не просто затраты на строительство. К ним прибавляются затраты на расселение.
Мне сложно сказать, появится ли новый инвестор или застройщик, который захочет расселять людей в сложных районах, решать их проблемы и какое количество заработка он при этом получит. На сегодняшний момент этот заработок в принципе отсутствует. Возвращаясь к нашему высотному регламенту: они не могут построить дома той высоты, чтобы у них была возможность заработать достаточное количество денег.