Максим Морозов: Как генеральному директору адаптировать внутренние бизнес-процессы к меняющимся внешним условиям, чтобы успешно развивать предприятие? В самой теме фокусируемся на том, что процессы внутренние, а условия внешние.
Владимир Хильченко: События, которые происходят прямо на наших глазах, визит Си Цзиньпина — это длительная, очень продолжительная работа, которая ознаменовала собой многополярный мир. Но, вы спросите, какое отношение политика имеет к бизнесу? Самое прямое, потому что уже очевидно, что каждый директор и каждый собственник предприятия должен понимать, что сейчас вовсю начнётся процесс дедолларизации. Соответственно, это точно отразится на условиях покупок и продаж.
Максим Морозов: Это макроэкономический уровень. Он, наверное, будет касаться в первую очередь тех компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.
Владимир Хильченко: Нет, конечно. И малый, и средний бизнес должны учитывать реалии, которые произойдут в ближайшее время. Макроэкономический уровень просто знаменует, куда будут направлены действия государства. Естественно, если принято 180 стратегических проектов, то, безусловно…
Максим Морозов: Какими-то силами их нужно исполнять.
Владимир Хильченко: Конечно. И всё, что находится на территории России, тоже будет меняться под это. Будут меняться денежно-финансовая политика, кредитная политика, сроки выдачи кредитов.
Тот, кто успеет грамотно сориентироваться, направить корабль в ту сторону, куда будут двигаться крупные компании, тот будет лучше других на плаву, будет более конкурентоспособен.
Максим Морозов: Какие проблемы в административном управлении существуют внутри компаний на разных звеньях?
Владимир Хильченко: Они ещё больше обостряются уже несколько лет. Мы с вами не первый год обсуждаем вопрос с образованием. Люди на рабочем месте должны появляться с некими знаниями, но их этому не учат. Я общался с сотрудниками одного крупного банка и вижу, что, например, в области финансов, где они считаются…
Максим Морозов: Для них это профильный бизнес.
Владимир Хильченко: Да, профильный бизнес банка, но в том-то и дело – люди, имеющие хорошее экономическое образование, совсем не понимают, чем отличается, например, финансовый отдел от экономического отдела. Они не понимают, разницы нет, хотя заканчивали «финансы и кредит». Потому что этому не учат! Это не их беда, такая система образования. Болонскую систему отменяют. Сейчас будет попытка вернуться к старому, советскому образованию.
Максим Морозов: К специалитету, пять лет.
Владимир Хильченко: Дело даже не в количестве лет, а в том, кого раньше готовили в России? Не узких специалистов, а специалистов широкого профиля. Единственный недостаток всей этой системы советского образования — не готовили управляющих, то есть не было генеральных директоров, не было коммерческих директоров и так далее. То есть, из инженера потом делали директора предприятия, но он не обладал знаниями.
Максим Морозов: Предприятия разные, какие наиболее универсальные ошибки? Неважно, чем ты занимаешься, у тебя сеть общепита, ресторанов или кафе, у тебя небольшое производственное предприятие, либо у тебя частный детский сад или частная школа — какие наиболее типичные проблемы и как из них выйти? Потому что всё обостряется в период кризиса.
Владимир Хильченко: Основная, громадная ошибка любого бизнесмена — собственник бизнеса он же генеральный директор (если работает генеральным директором) принимает неправильные решения на основе неправильно полученной финансовой информации, а именно – о наличии прибыли.
Не имея базового финансового образования, заметьте, я не сказал экономического, я сказал — финансового образования, бухгалтер приносит результаты финансово-хозяйственной деятельности, в которой обозначено, что прибыль за данный период, например, 100 единиц. Так вот, тебе, директору, собственнику, принесли и сказали: «Вы заработали 100 единиц денег». Он в это верит. Это первая колоссальная ошибка. Потому что бухгалтер никогда не может составить финансовую модель работы предприятия. Он может заполнять таблицы, разносить данные по счетам, использовать калькулятор, что он и делает. И говорит о том, что у вас результат такой-то. Это неправда. Может быть совершенно другая цифра. К сожалению, она намного меньше. К сожалению, некоторые предприятия после этого берут кредит. Это происходит в результате неправильно принятого решения на основе неправильной финансовой информации.