Максим Морозов: Несколько бизнес-ассоциаций обратились в правительство с просьбой выдать бронь собственникам предприятий и ключевому менеджменту.
Владимир Хильченко: Независимо от того, чем занимается компания, если она вовлечена в оборот и выполняет роль тыла, то, безусловно, руководитель компании должен выйти, наверное, на военкомат, на координационный орган и объяснить, что данных людей нельзя забирать в армию, и попросить бронь. Они вовлечены в оборот. Тыл не менее важен, чем наступление.
Максим Морозов: Рабочие места, тем не менее, закрепляются за частично мобилизованными.
Владимир Хильченко: Мы сейчас обсуждаем сохранение компании или сохранение рабочих мест?
Максим Морозов: Но как можно разделить социальную и экономическую функции?
Владимир Хильченко: Собственника в данной ситуации интересует сохранение компании, так как чтобы выплатить заработную плату тем, кто остался, нужно поддержать бизнес-процесс, который позволяет заработать. Если уйдут ключевые сотрудники, то обвалится весь бизнес-процесс. Рабочие места вы сохраните, никто не против, но только в этом случае
представьте себе: завтра на места мобилизованных будут приняты другие люди, но когда они вернутся, что делать в этой ситуации? Уволить того, кто был принят на работу? Об этом почему-то никто не думает.
Максим Морозов: А рынок труда, Владимир Ефимович? Вы так легко говорите: «Я возьму на место мобилизованного другого человека». Найдётся ли?
Владимир Хильченко: Я буду вынужден взять. Рынок труда был очень тяжелым и до данной ситуации, а сейчас он станет ещё хуже.
Максим Морозов: Хотя в Петербурге практически нет безработицы, она самая минимальная по России.
Владимир Хильченко: Для себя, для своего бизнеса я прекрасно понимаю, что взамен ключевых сотрудников, которые вынуждены уйти на выполнение СВО, мне придётся новых людей просто обучать с нуля.
Максим Морозов: Тогда, может быть, попросить у правительства некую компенсацию, потому что это сверхрасходы?
Владимир Хильченко: Вначале нужно признать, что эти компании нужны государству, но я пока не вижу особых законов в отношении бизнеса. Например, принимается закон о том, что для отсрочки должно быть четверо детей.
Извините, а если у сотрудника трое детей и его мобилизовали, а он единственный или самый крупный кормилец? Как в этом случае будет жить семья? Он ушёл, как его поддерживать? Эти вопросы должны быть подняты и финансово просчитаны. В отношении компаний точно также. Ведь они оголяются. Что делать генеральному директору в этой ситуации?
Максим Морозов: К нам поступил вопрос от постоянного слушателя, человек так подписался: «Здравствуйте! Как быть с ненадёжными контрагентами? Опасаюсь, что сейчас всё посыплется, но предъявить ничего не смогу по понятным причинам или смогу, но пройдёт много времени, а издержки, в том числе правовые, придётся нести здесь и сейчас. У нас логистическая компания, доставка и так далее. Буду благодарен за ответ».
Владимир Хильченко: Ответ простой.
Ни в коем случае не давайте предоплату. Оплата только по факту. Раз у вас транспортная компания, вы что-то перевозите, вы заключаете договор вплоть до открытия депозита.
Максим Морозов: Финансовая гарантия.
Владимир Хильченко: Конечно. Перестраивайте систему заключения договоров, то есть договорные обязательства должны защитить вас от возможного недобросовестного контрагента.
Максим Морозов: Что прописать в договоре?
Владимир Хильченко: Условия оплаты. Например, я бы просил предоплату. Если не хотят платить предоплату, пускай это будет банковская гарантия…
Максим Морозов: Дорогая! А контрагент, может быть, такой же малый или средний бизнес, как я. Они тебе позвонят на уровне гендиректора: «Ну ты же всё понимаешь, мы в таком же положении, я не могу брать гарантию, она слишком дорогая в банке».
Владимир Хильченко: Тогда депозит, который ничего не стоит. Правильнее сказать даже — аккредитив. Но аккредитив тоже стоит денег. Меньше денег, но всё равно. В зависимости от условий вашей поставки надо смотреть, какие это суммы. Если 10 тысяч рублей, тогда точно не годится, а если это, например, десять миллионов — то, наверное, можно потратить. Аккредитив, условно, будет стоить, в зависимости от банка, 30-60 тысяч рублей.
Максим Морозов: Не так страшно. Как менять величину аванса, чтобы ещё больше подстраховаться?
Владимир Хильченко: Это может быть какая-то доля. В зависимости от стоимости вашего товара. Надо просто смотреть, что будет, насколько надёжно и так далее. Всё зависит от условий самой сделки.
Максим Морозов: Владимир Ефимович, спасибо!
Владимир Хильченко: Рад был помочь!